Врач Татьяна Клименко — о борьбе с пропагандой алкоголя в обществе, программах помощи и работе наркологов
Автор статьи — директор Национального научного центра наркологии — филиала Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского Минздрава России
Родители, давая ребенку «детское» шампанское, закладывают мину замедленного действия, которая может сработать уже в подростковом возрасте. Когда ребенок пьет безалкогольное шампанское, а родители рядом употребляют спиртные напитки, в памяти ребенка фиксируется, что он выпил не безалкогольный напиток, а «шампанское». То, на что ребенок ориентирован, его понятия о «крутизне» определяются тем, что мы в него вкладываем, чему мы его обучаем и какой стиль жизни мы ему задаем.
С любым злом нельзя бороться постепенно, оно должно отвергаться сразу. Есть иллюзия, что можно бросать курить, постепенно снижая количество выкуренных сигарет. Но у абсолютного большинства ничего не получается. То же самое и с алкоголем: нельзя бросать пить по чуть-чуть. Самое главное — чтобы решение было принято безапелляционно и бескомпромиссно.
Избегать провоцирующих ситуаций к употреблению алкоголя тоже не получится. Так невозможно бороться. Алкоголь, к сожалению, часть нашей жизни: куда бы мы ни пришли, везде наливают хотя бы фужер шампанского. И когда его наливают, всегда есть люди, которые обязательно находят причину, почему его нужно выпить. Всякие бывают ситуации: мы должны пойти на новогоднюю вечеринку или, например, на похороны, где нужно помянуть человека. Человек, который принял для себя решение, должен знать, уметь и понимать, что в любой компании, где бы он ни оказался, какие бы поводы ни были, он должен сказать: я не пью. Нужно уметь отказаться.
Основная задача — сделать так, чтобы человек, отказавшись от употребления алкоголя, не «держался», а забыл. Чтобы он смотрел на алкоголь, как люди, которые никогда его не пили, вкуса его не знают и никак им не интересуются.
У меня когда-то был пациент, который не пил пять лет, пришел ко мне на прием и сказал: «Я выдержал пять лет». Я спросила: «Пять лет держался?» Он, подумав, ответил: «Нет, забыл». Вот основная задача.
И самое главное — психологи и наркологи учат пациентов жить в нашем мире, где употребляют алкоголь. Пациентов учат правильно себя вести в пьющей компании, как правильно сказать слово «нет», как его объяснить, как себя вести, когда пришли гости.
Я всегда своих пациентов учу: это вы не пьете, но ваши гости хотят выпить фужер шампанского, им надо его купить. Это так же, как и с людьми с диабетом: если мы пришли домой к человеку с диабетом — он не ест торт, но своим гостям его покупает.
Врачи учат и жен правильно себя вести, у которых мужья перестали употреблять алкоголь. Некоторые жены, придя в гости, страшно боятся за своих мужей и садятся с ними рядом. Я всегда говорю: вы должны сесть за другой конец стола, чтобы ваш муж, когда говорит «я завязал», ощущал себя психологически свободным. Психологические приемы — важная часть комплексной программы.
Сейчас в мире и в нашей стране есть огромное количество людей, которые прекратили употреблять алкоголь и больше не возвращаются к нему. Кроме того, по опросам общественного мнения в Москве, 40% респондентов никогда не употребляют алкоголь. Это фантастическая цифра.
Сейчас модно быть спортивными и здоровыми. Благодаря антиалкогольной политике, которая проводится в нашей стране, удалось преодолеть моду на пьянство, на крутизну алкоголя, которая была 15 лет назад. Сейчас крутизна в другом — в успехе, здоровье, хорошей перспективной работе.
Источник: https://iz.ru/1571709/tatiana-klimenko/zabyt-kak-pit