Домой Новости Внуки алкоголиков: неочевидные признаки и последствия. Объясняет психотерапевт

Внуки алкоголиков: неочевидные признаки и последствия. Объясняет психотерапевт

«У меня хорошая образцовая семья, но почему мне так плохо?», «Что со мной не так?»… Эти вопросы часто посещают взрослых внуков алкоголиков: детей, чьи родители столкнулись с тяжелой зависимостью своих мам и пап. Дети в таких семьях могут даже не знать о зависимости бабушек и дедушек, но она все равно на них отражается. Главный врач психиатр и психотерапевт Василий Шуров рассказывает о характерных особенностях внуков алкоголиков — и о том, какие последствия для взрослой жизни вызывают эти признаки.

«Образцовая семья»: как живут внуки алкоголиков?

Повзрослевшие дети алкоголиков стремятся к одному — любой ценой избежать ошибок своих родителей и дать своим детям то детство и жизнь, которых они сами были лишены.

Это стремление «переиграть ситуацию» выражается сразу несколькими характерными особенностями воспитания.

Полный запрет на алкоголь и другие ПАВ

Для детей зависимых алкоголь и другие психотропные вещества — злейший враг и главная причина всех бед детства. Поэтому они избегают вредных привычек в доме и близком окружении, а их дети растут в атмосфере здорового образа жизни, тотального запрета на алкоголь.

И эта строгость часто выливается в повышенную подозрительность.
Чем вы с друзьями после школы занимались? А ну-ка дыхни на меня!
Выворачивай карманы, я знаю, что ты куришь!
Родители постоянно устраивают «обыски» в комнате и личных вещах…

«Образцовая» семья

Дети алкоголиков рано взрослеют, приучаются нести ответственность и за себя, и за окружающих людей, вырастают трудолюбивыми взрослыми: престижная карьера, бытовой комфорт, социальный успех.

Поэтому внуки алкоголиков часто растут в атмосфере высокого достатка. Семья выглядит «образцово-показательной»: здоровый образ жизни, упор на образование, саморазвитие и высокие достижения, никаких скандалов и физического насилия.

Какие же они молодцы! Это идеальная семья, всем в пример!

Повышенная требовательность

«Образцовость» имеет свои минусы. Дети алкоголиков были вынуждены тяжело трудиться, привыкли формировать повышенные требования к себе, а при создании семьи — и к своим детям.

В результате ребенок растет в атмосфере строгости, гиперконтроля и завышенных ожиданий.

Четверки недостаточно, ты должен быть отличником!
Ты закончишь школу с золотой медалью, поступить на престижную специальность в ВУЗе и будешь нашей гордостью!
Если за что-то взялся, делай это лучше всех!
Мы в твоем возрасте уже столького добились, а ты!..
Ты хотя бы представляешь, чего нам стоила такая жизнь?! Ты должен быть благодарен и выполнять наши требования!

Противопоставление себя миру

Взрослые дети алкоголиков часто противопоставляют свою «идеальную» семью всему миру. Они создают весьма закрытое сообщество и прививают детям тревожные установки.

Есть наша идеальная семья, а за порогом дома — опасный и враждебный мир.
Ты можешь доверять только своей семье, больше никому!
Никто не должен знать, что происходит в семье. Нельзя выносить сор из избы!

Все эти особенности выглядят довольно здоровыми и правильными на первый взгляд. Но к чему приводит такое воспитание? Давайте разбираться.

Внуки алкоголиков: признаки и последствия

У меня идеальная семья, родители очень стараются и заботятся, и у меня все хорошо. Но что-то не так… Может, это я какой-то неправильный?..

За внешним благополучием нередко стоит скрытое нервное напряжение и характерные детские травмы. Разберем наиболее частые признаки внуков алкоголиков.

Повышенная тревожность

Взрослые дети алкоголиков хотят обезопасить своего ребенка и неумышленно формируют в нем глубокое чувство недоверия к миру:

Реальность полна опасных соблазнов и угроз, вы всегда должны быть начеку!
С тобой всегда может случиться что-то очень плохое! Ты можешь упасть\покалечиться\умереть, тебя могут обмануть, ограбить, убить! Ты обязан себя беречь!

Такие установки приводят к хронической тревожности: ребенок привыкает акцентироваться на негативе, продумывает наперед худшие варианты развития событий.

Такая тревожность может быть подавленной, фоновой, на уровне общего нервного напряжения и физиологических симптомов: тревожный сон и бессонница, повышенная раздражительность, хроническая усталость, повышенная утомляемость. А может проявляться более ярко, выливаясь в навязчивые мысли, отчетливые страхи и фобии.

Низкая самооценка и самобичевание

Вместо безусловной родительской любви внук алкоголиков получает регулярную критику, выслушивает завышенные ожидания родителей, впитывает установку «Любовь нужно заслужить». Его самооценка подрывается.

Я все делаю не так, я недостаточно хорош… Я чувствую, что разочаровал родителей, разрушил их надежды… Мне стыдно и горько.

Во взрослом возрасте такой человек критикует себя за недостатки и ошибки, не замечая достоинств. Он формирует завышенные требования к себе, страдает от болезненного перфекционизма. Боится начинать действовать или прокрастинирует в страхе допустить ошибку, выполнить задачу неидеально.

Слепая лояльность и внешняя ориентация

Ребенок из «образцовой семьи» испытывает глубокое уважение к своим успешным родителям, вырастает с установкой «Семья превыше всего». И ему важно поддерживать социальный престиж семьи, «не опозорить родителей».

Так формируются сразу две проблемы.

Слепая лояльность. Ребенок идеализирует родителей, вырастает с глубоким чувством преданности. На первый взгляд, это хорошо. Но такая слепая лояльность заставляет подавлять собственные потребности и желания в угоду родительским советам и требованиям.

Мне сказали идти учиться на юриста. Я ненавижу эту профессию, но не могу отказаться. Я должен слушаться и уважать родителей, что бы ни случилось!
Я была совсем не готова к замужеству и детям. Но родители сказали, что мне уже пора, и я не смогла их ослушаться. И теперь я в тупике — я не чувствую себя счастливой, не могу реализоваться, но назад уже не повернуть.

Внешняя ориентация. Ребенок из «образцовой» семьи ориентируется на мнение окружающих людей в ущерб собственному. Он становится «гордостью семьи», крайне исполнительным работником, создает успешный социальный образ. Но эти действия часто идут в ущерб личным потребностям.

Я должна быть лучшим сотрудником! Буду работать во внеурочные, не буду настаивать на своем отпуске, даже если сильно устала, даже если это вредит моему здоровью и собственной семье.
Я обязан создать успешный бизнес, построить дом, купить машину. Хочу ли я этого сам, или мне по душе другой образ жизни? Не уверен. Но так правильно.

Трудности в эмоциональной регуляции

Родители, выросшие в семье алкоголиков, чаще всего не получают живой пример доверительного и эмоционально глубокого общения с близкими.

Поэтому их забота о ребенке функциональна: накормить, обезопасить, одеть, обуть, обеспечить образование и дополнительные навыки. А эмоциональной близости в отношениях нет: родители холодные и закрытые, неадекватно реагируют на проявление эмоциональности ребенка, учат его подавлять свои чувства, обесценивают переживания.

Не реви, будь сильным!
Не веди себя так, не расстраивай маму, не позорь нас!
Эмоции — это признак слабости и невоспитанности!
Ой, мне бы твои проблемы! Это такой пустяк, завтра уже забудешь обо всем…

И во взрослом возрасте такой ребенок не умеет проживать и анализировать свои чувства, объяснять их окружающим. Это часто становится причиной подавленного гнева, недопонимания в личных отношениях, ярких скандалов после затяжного периода молчания.

Такое воспитание может приводить и к нарушению эмпатии: взрослому внуку алкоголиков тяжело совладать со своими чувствами, и он также не приемлет проявления эмоций у окружающих, обесценивает их.

Ну я же справляюсь, держу все в себе! Почему ты не можешь так же?..

Проблемы с доверием, скрытность

Внуки алкоголиков часто растут в атмосфере «семейной тайны». Родители избегают разговоров о бабушке и дедушке или говорят о них неприятные вещи, стыдятся своей родной семьи. Из общего настроения и обрывков разговоров ребенок осознает, что с его родственниками что-то не так, и в семье есть пугающая тайна, о которой нельзя говорить.

Не будем об этом, ты еще слишком маленький! Подрастешь, сам все поймешь…
Ну конечно, твоя бабушка такая хорошая… Знала бы ты, какой она была в моем детстве!..

Так ребенок может начать ассоциировать семью и близкие отношения с чем-то пугающим, отталкивающим, ненадежным. И в будущем ему тяжело выстраивать доверительные отношения, страшно заводить собственную семью.

Кроме того, воспитание в строгости и повышенной требовательности учит ребенка скрывать свои изъяны от близких: врать, искать оправдания.

Во взрослой жизни такой человек боится полностью открываться партнеру. Он старается создать «идеальную картинку себя», подстраивается под ожидания, угождает, — но поддержка этого образа утомляет, не дает расслабиться, вызывает желание отдалиться или разорвать отношения.

Страх просить о помощи

Чаще всего дети алкоголиков — люди «строгой закалки». Они росли в неблагополучной семье, учились выживать и всего добивались самостоятельно. Им не у кого было попросить о помощи. Но они превратили эту нехватку в свое достоинство, и транслируют его своим детям.

Просить о помощи — признак слабости. Я всего добивался сам, рассчитывал только на себя. Таким и должен быть уважающий себя человек!

Так внук алкоголиков попадает в ловушку. С одной стороны, у него нет тех суровых условий «выживания», которые помогали родителям сформировать их мотивацию и уверенность в себе. С другой стороны, родители запрещают ему формировать собственные эффективные методы развития.

Инфантилизм

Внуки алкоголиков растут в атмосфере гиперконтроля и гиперопеки. Они обязаны неукоснительно выполнять указания «образцовых» родителей, следовать их советам в принятии решений.

Такое воспитание часто мешает развивать самостоятельность. Ребенок привыкает прислушиваться к мнению старших и во всем на них рассчитывать, не учится принимать самостоятельные решения и брать ответственность за свою жизнь.

Мам, помоги, я не знаю, что выбрать!
Если меня повысят, придется принимать решения и отвечать за других людей, а мне самому нужна поддержка начальства! Лучше останусь на том уровне, где я сейчас.

Зависимости и экстремальное поведение

Все эти трудности формируют у ребенка эмоциональные дефициты, мешают развивать навыки саморегуляции.

В результате внук алкоголиков может использовать допинг для контроля своих чувств и закрытия эмоциональных потребностей.

Я часто переедаю. Еда меня успокаивает, помогает отвлечься и расслабиться.
Алкоголь — мое снотворное и успокоительное, он помогает мне бороться с тревогой.
Я люблю экстремальные развлечения, потому что только там я ощущаю полную свободу и чувство контроля над своей жизнью!

Из практики нарколога:

Внуки алкоголиков идут и более изощренным путем. В семье есть строгое табу на любые ПАВ, алкоголь и наркотики — постыдны. Поэтому человек выбирает менее очевидные зависимости: например, аптечную наркоманию.
На прием приходит девушка 28 лет с тяжелой зависимостью от антидепрессантов. Мы начинаем разбираться и выясняем, что у девушки давно были психологические проблемы, и она начала интересоваться психотропными веществами для саморегуляции. Но алкоголь и наркотики — строгое табу. Поэтому выбор пал на «самолечение» аптечными средствами. При этом каждый прием антидепрессантов вызывал у девушки чувство стыда и вины перед родителями, и эти чувства усиливали нервное напряжение, заставляли снова принимать таблетки. Так зависимость усиливала саму себя.

К сожалению, внуки алкоголиков редко обращаются за психологической помощью: они не осознают причины своих проблем, идеализируют родителей, считают тему семейных отношений табуированной, а просьбы о помощи — постыдными. В результате психологические нарушения развиваются годами, и человек обращается к врачу уже в крайне тяжелом состоянии.

Источник:https://dzen.ru/a/ZkHljJYO-nsIwXS3