Во второй половине прошлого столетия обнаружилось, что объяснить причины и расшифровать механизмы развития значительного числа летальных исходов не представляется возможным. Речь идет о внезапной смерти, которая настигает, казалось бы, вполне здоровых людей в расцвете их физических и творческих сил. Такая смерть, мгновенно наступающая на работе, на улице, в транспорте или во сне, воспринимается родными и близкими людьми особенно трагично.
В медицинских кругах, особенно среди специалистов по судебной медицине, криминалистике и патологической анатомии долгое время шли дебаты относительно того, какую смерть следует относить к категории внезапной. Точку в этом споре поставила Всемирная организация здравоохранения, которая определила ее как засвидетельствованную ненасильственную смерть, произошедшую мгновенно или в течение одного часа после появления первых симптомов недомогания. Если же свидетелей нет, такая смерть определена временным интервалом (24 ч) от того момента, когда человека в последний раз видели живым.
Критерии, безусловно, расплывчатые. Но лучшего придумать не удалось. Необходимо добавить, что смерть, наступающая по причине отравлений алкоголем, наркотическими или токсическими веществами, рассматривается как насильственная и не входит в структуру понятия внезапной смерти.
Благодаря исследованиям, проводимым в разных странах мира, установлено, что около половины всех случаев внезапной смерти связано с нарушениями сердечной деятельности. Такую смерть стали обозначать как внезапная сердечная смерть (ВСС).
Значительная доля ВСС (70–80%) обусловлена патологическими изменениями в сердечной мышце, развивающимися вследствие ишемической болезни сердца (ИБС). Второе место среди причинных факторов ВСС принадлежит алкогольному поражению сердца. Установлено, в частности, что такая смерть настигает от 8 до 15% больных алкоголизмом. Относительно редко встречаются сердечные катастрофы у профессиональных спортсменов и у лиц с генетическими аномалиями развития миокарда и коронарных сосудов. Известны случаи ВСС, казалось бы, у здоровых людей в период сексуальной активности, при физическом напряжении и сильном психоэмоциональном стрессе.
Для того чтобы осознать, насколько часто встречается ВСС, достаточно сказать, что такой смертью ежегодно кончают жизнь в США до 500 тыс., а в России до 350 тыс. человек. Можно сравнить показатели смертности от ВСС с показателями смертности от случайного отравления алкоголем. В нашей стране от алкогольных отравлений, на которые крайне болезненно реагируют власти, средства массовой информации и общественность, в настоящее время погибает около 5 человек на 100 тыс. населения в год (в 20 раз меньше показателя ВСС). Даже в лихие 90-е, когда алкогольная волна захлестнула страну, максимальный уровень смертности от отравлений алкоголем составлял около 36 случаев на 100 тыс. населения в год.
О возможной роли алкоголя в развитии ВСС впервые заговорили около 50 лет назад – в 70-х годах прошлого столетия.
Проведенные исследования позволили установить, что примерно у половины внезапно умерших алкоголиков обнаруживаются признаки алкогольной кардиомиопатии (увеличение массы сердца, расширение его полостей, скопление жировой клетчатки вокруг сердца, дряблый, желтоватого цвета миокард). Однако причина ВСС у таких больных, а также тех, у кого алкогольная кардиомиопатия по тем или иным причинам не сформировалась, связана с внезапно возникающими нарушениями сердечного ритма (аритмии).
Результаты многочисленных исследований указывают на то, что нарушения ритма сердца у больных алкоголизмом возникают или резко нарастают при завершении запоя и продолжаются на протяжении нескольких дней и даже недель после отмены алкоголя. Практически у всех больных в этот период фиксируется синусовая тахикардия. Более чем у половины значительно увеличивается количество разного рода экстрасистол. У 5–10% лиц отмечаются эпизоды желудочковой тахикардии и фибрилляции предсердий. Примечательно, что неприятные, пугающие ощущения, обусловленные нарушениями сердечной деятельности, являются одним из важных мотивов, побуждающих к опохмелению и пролонгации запоя.
Как ни странно, прием спиртного в ранней фазе алкогольного абстинентного синдрома устраняет или существенно ослабляет выраженность нарушений сердечной деятельности. Эта особенность подтверждена в экспериментах на животных. Установлено, что резкое прекращение многодневной интенсивной алкоголизации крыс приводит к формированию синдрома отмены этанола и развитию комплекса структурных и функциональных нарушений в сердце.
Напротив, в случае медленного, ступенчатого снижения доз вводимого животным этанола подобных нарушений не возникает или они мало выражены.
Из этого следует, что больные алкоголизмом, резко прерывающие свой запой по причине отсутствия денег или спиртного, находятся в зоне повышенного риска ВСС. Такие алкоголики часто умоляют налить им пару глотков водки из опасения погибнуть. Их опасения зачастую не напрасны.
Оказалось, что проблемы с сердцем алкогольного генеза могут возникать не только у больных алкоголизмом, но и у здоровых малопьющих людей.
Одним из первых на это обратил внимание американский кардиолог P. O. Ettinger. Он обнаружил, что количество лиц, поступающих в больницы с жалобами на нарушения работы сердца (перебои в работе сердца, одышка, боль в области груди, головокружение, обмороки), систематически возрастает по понедельникам, а также во время праздников. С его легкой руки такие нарушения сердечной деятельности получили название «синдром праздничного сердца» (СПС).
Самым частым нарушением сердечного ритма при СПС является фибрилляция предсердий. Показано, в частности, что около 60% всех случаев фибрилляции предсердий связаны с алкогольной интоксикацией.
Обычно СПС протекает благоприятно. Иными словами, нарушения сердечного ритма проходят самостоятельно или требуют непродолжительного врачебного вмешательства. Описаны, однако, случаи проведения как успешной, так и неуспешной, закончившейся смертью, реанимации пациентов с СПС.
Оценкой распространенности СПС, а также изучением закономерностей и механизмов его возникновения занимаются исследовательские коллективы в разных странах мира. Несмотря на то что полученные результаты порой противоречат друг другу, удалось установить следующее.
Этот синдром чаще возникает у мужчин трудоспособного возраста (30–65 лет), как злоупотребляющих алкоголем, так и употребляющих спиртное редко и в небольших количествах. В подавляющем числе случаев он развивается в те моменты, когда люди переживают состояние похмелья. Некоторые пациенты на протяжении всей жизни вели трезвый образ жизни и попадали в больницу после встречи с одноклассниками, однокурсниками или после посещения торжественных мероприятий, где были вынуждены выпить.
Связь СПС с крепостью алкогольных напитков отсутствует. Нарушения сердечной деятельности могут возникать даже после употребления пива. Риск развития СПС мало ассоциируется с длительностью употребления алкоголя, но напрямую связан с количеством выпитого спиртного.
Клинические наблюдения свидетельствуют о том, что пациенты, госпитализированные с фибрилляцией предсердий в праздничные дни, употребляли накануне алкогольные напитки в дозах, соответствующих 60–200г чистого этанола (в пересчете на водку – 150–500 мл). Согласно данным английских эпидемиологов, риск фибрилляции предсердий возникает при употреблении более 48 г чистого алкоголя в день. С ними не согласны датчане. По результатам проведенного ими масштабного эпидемиологического исследования, фибрилляция предсердий возникала у пациентов при употреблении ими алкоголя в дозе, составляющей в среднем 28 г в день. Результаты другого исследования, проведенного в Копенгагене, указывают на то, что повышенный риск развития фибрилляции предсердий существует у мужчин, употребивших более 60 г чистого этанола в день. Более тщательно связь вероятности развития фибрилляции предсердий с количеством потребляемого алкоголя оценивалась посредством метаанализа этих и других эпидемиологических исследований. Согласно последнему, относительный риск развития фибрилляции предсердий у мужчин, эпизодически выпивающих по 24, 60 и 120 г алкоголя в день, составляет 1,07; 1,42; 2,02 соответственно (риск фибрилляции у трезвенников принят за 1,00).
Примечательно, что, согласно результатам многочисленных исследований, алкоголь в небольших дозах (менее 30 г в день) оказывает стабилизирующее влияние на электрическую активность сердца и снижает число спонтанно возникающих аритмий.
Механизмы формирования СПС до настоящего времени не вполне понятны. Доминирует представление, согласно которому главным виновником аритмических нарушений, спровоцированных острой алкогольной интоксикацией, является все тот же ацетальдегид, который стимулирует высвобождение катехоламинов и обладает способностью оказывать прямое токсическое действие. Другой возможный механизм аритмогенного действия этанола связывают с его непосредственным воздействием на миокард.
В заключение следует добавить, что исторически сложившийся в нашей стране «северный» стиль алкопотребления, для которого характерно употребление крепких спиртных напитков в больших разовых дозах, является главным фактором риска развития аритмических нарушений сердечной деятельности, которые калечат и сводят в могилу здоровых, молодых и сильных людей.
Нарушения сердечного ритма( аритмии)
Тахикардия. Наиболее часто, в том числе и в норме, возникает синусовая тахикардия (более 80 уд/мин). Хуже обстоит дело,
когда формируется желудочковая (пароксизмальная) тахикардия, которая является предвестником других жизненно опасных нарушений сердечного ритма. В этом случае очаги возбуждения в желудочках сердца заставляют их сокращаться со скоростью до 150–200 уд/мин и существенно снижают способность сердца перекачивать кровь.
Брадикардия. Синусовая брадикардия нередко наблюдается в норме (урежение ритма сердца менее 60 уд/мин). Она типична для спортсменов и физически тренированных людей. Однако снижение частоты сокращений до 20–30 уд/мин свидетельствует о нарушении работы синусного узла или нарушении проводимости атриовентрикулярного узла и характеризуется упадком сил, побледнением и обмороками.
Экстрасистолия. Экстрасистолы – внеочередные сокращения сердца под влиянием сигналов, формирующихся в синусном узле или других отделах проводящей системы сердца. Экстрасистолы эпизодически регистрируются у 60% здоровых людей. характеризуется хаотичным сокращением предсердий вследствие появления в них нескольких очагов возбуждения. При другом варианте предсердия сокращаются синхронно, но с высокой частотой – до 200–400 уд/мин. Эта форма аритмии ведет к развитию сердечной недостаточности и фибрилляции желудочков.
Фибрилляция желудочков – хаотичное сокращение мышечных волокон желудочков вследствие появления в них нескольких очагов возбуждения, при котором резко ослабляется насосная функция сердца вплоть до его полной остановки (асистолия). Является самой тяжелой, смертельной формой аритмии.
В.П. Нужный
Источник:http://r-n-l.ru/pdf/journal-nl/2021/nlj-2021-02.pdf Фото: Яндекс картинкиhttps://yandex.ru/images/search