Домой Новости «В тревоге не знаешь, куда деться, и просто снова пьешь» Алкоголизм стал...

«В тревоге не знаешь, куда деться, и просто снова пьешь» Алкоголизм стал главной причиной смерти россиян. Почему они все равно продолжают пить?

Алкоголизм в России является темой для бесконечных шуток и окружен стереотипами — а как к настоящей болезни к пьянству относятся, кажется, только наркологи и те, чью жизнь спиртное разрушило в прямом смысле слова. Мощный и легальный яд продается в любом супермаркете, он не нуждается в рекламе и давно стал первой причиной смерти россиян: несмотря на то что официально ею считаются болезни сердца, в половине случаев умиравшие от приступов были пьяны. Так считает врач психиатр-нарколог Ивери Кизицкий.

«Лента.ру»: Женский алкоголизм — это бытовое понятие или профессиональное?

Ивери Кизицкий: Бытовое, сто процентов. Потому что алкоголизм — это клиническая единица, и там рассматривается человеческий организм в целом; половой фактор — не основной, а косвенный.

Но как появилось само определение — «женский алкоголизм»?

Думаю, как и все то, что уходит в народ из наркологии и психиатрии и становится нарицательным («истеричка», «шизик», «дебил»). Много терминов, которые появились сто лет назад, используются как оскорбления в попытках уничижительно высказаться. С женским алкоголизмом та же история.

Просто в силу физиологических особенностей женского организма обычные проявления алкоголизма клинически ярче протекают. И ремиссии бывают не такие стойкие. Это списывают на слабость волевых качеств, которые у женщины считаются по какой-то причине менее выраженными. Силы воли нет, как у нас почему-то говорят про алкоголиков.

Суть в том, что женский алкоголизм чаще всего вторичен по отношению к основному заболеванию, которое носит невротический генез. У женщины чаще всего возникают депрессивное, тревожно-депрессивное, фобическое, невротическое расстройства. Потом женщина обнаруживает, что симптоматика этого расстройства купируется в момент опьянения, и, естественно, не знает другого выхода и использует алкоголь как лекарство от своего невроза.

И только потом, спустя годы, формируется зависимость. Значит, лечить алкоголизм, не влияя на основное заболевание, очень трудно

Поэтому многие наркологи считают, что у женщин это сложнее лечится, но немногие из них умеют лечить невротические расстройства. Но я не думаю, что есть какой-то женский алкоголизм, который не лечится.

А почему говорят, что «не лечится»?

Алкоголизм, если он сформировался, вообще не лечится — это хроническая прогрессирующая и часто рецидивирующая форма заболевания; можно только достичь ремиссии, как и при любом хроническом заболевании. Если использовать миф, но сказать правильно, то перевести можно так: если параллельно не лечить сопутствующие невротические расстройства, алкоголизм довести до ремиссии невозможно.

Есть какой-то общий механизм, как он появляется?

Вообще, в невротическом состоянии находятся 7 из 10 людей. У мужчины, который пьет, первопричиной тоже является невротическое состояние. Что касается женщин, то, безусловно, факторы, из-за которых мы становимся подвержены неврозам, у всех разные. И здесь, наверное, играет роль гендер, но мы не сможем перечислить все факторы: сколько людей — столько и неврозов.

Общий механизм — стрессовая теория Ганса Селье. То есть все, что вызывает стресс, заставляет компенсироваться, декомпенсироваться, и если стресс не ослабевает, приходится использовать алкоголь как антистрессовое вещество.

А алкоголь — действительно антистрессовое вещество?

Нет, это так только в том смысле, что на момент опьянения он снимает многие проявления невротического состояния, но несет большую опасность. Я думаю, люди знают об этом, но не видят другого выхода. Нигде же не написано «давай лечить невроз профессионально — лекарствами, у врачей».

Тут есть еще одна проблема — некорректное мнение об антидепрессантах: о них думают, что это очень опасные вещества, что они, как наркотики, вызывают зависимость, превращают в овоща, сделают тебя другим человеком и так далее. Все — миф.

По меньшей мере странно бояться лекарств и не бояться яда.

При этом алкоголь — повсюду. Каждый считает, что делает вдруг тайное открытие для себя — открытие происходит субъективно и заключается в том, что за 700 рублей можно облегчить себе жизнь вискариком.

А что вообще можно назвать алкоголизмом? Ежедневно бокал вина — это алкоголизм?

Потребление чаще чем раз в две недели в любом количестве. Можно страдать алкоголизмом, не имея последствий — все зависит от человека. Есть люди, потребляющие большие объемы. Они существуют так более 20 лет, при этом настолько адаптировались, что вредят только внутренним органам, но здоровье их так велико, что его хватает и на работу, и чтобы чувствовать себя хорошо, не происходит нарушений административного и уголовного кодексов. Но может быть и так, что на более ранней стадии, когда очень редко, не чаще чем раз в две недели, но в каждом опьянении происходит социальная история, снижающая качество жизни человека. Например, он постоянно ссорится с кем-то или нарушает закон.

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Вы можете употреблять яд, вам это нравится, вы делаете это в количестве достаточном, чтобы сформировать зависимость. Как именно он повлияет — вопрос индивидуальный. Но в итоге ничего хорошего. Вы же знаете, как выглядит зависимый от алкоголя человек, уже опустившийся. Это не случается в один день, к этому надо прийти. У каждого своя дистанция: у кого — один год, у кого — десять.