Домой Новости “Так заповедал Никола”. Кому и как можно пить пиво в пост

“Так заповедал Никола”. Кому и как можно пить пиво в пост

Во вторник православные верующие отмечают Николу зимнего — день кончины святителя Николая, который почитался на Руси превыше всех святых, фактически наравне с Христом и Богородицей. В народе даже ходила легенда, что он должен был стать Богом, да отказался. Нужно ли, согласно другой народной легенде, варить в этот день пиво, почему на Руси его готовили монахи и как лучше провести этот день верующему — разбирался корреспондент РИА Новости.

“Такую гадость выпьет только верующий!”

На Руси, всегда жившей по старому церковному календарю, день смерти Николая Угодника приходится на Рождественский пост. Тем не менее на юго-западных окраинах русских земель варить пиво на Николу принято было всегда, да и ради большого праздника церковный устав дозволяет выпить вина, а “в странах, вина неимущих, пием же пиво”. В одной колядке это пивоварение представляется как один из сакральных обычаев, на которых держится мир:

Чому так нема, як було давно,
Як було давно, а з первовіку:
Святним Миколам пива не варять…

О. Воропай
В странах же Западной Европы, известной своим “аббатским пенным”, есть другая легенда о том, почему церковь разрешила пить пиво во время поста. Когда папа Римский узнал, что в Баварии монахи во время поста грешат употреблением любимого национального напитка, он приказал это безобразие запретить. Но как запретить баварцу пиво?! Вот монахи и решили пойти к папе на поклон, захватив с собой бочонок этого напитка. Однако дорога в Рим занимала много времени, и пиво, разумеется, скисло. Понтифик попробовал угощение и сказал: “Если они такую гадость пьют во время поста, то пусть продолжают! Надо обладать воистину крепкой верой, чтобы это ежедневно это потреблять”.

Тайна обители преподобного Сергия

На Руси монахи тоже веками варили пиво, хотя сейчас об этом мало кто вспоминает. Лучшая русская пивоварня располагалась в Троице-Сергиевом монастыре, в 1744 году получившем статус лавры. Пиво варили в стоящей и поныне Пивной (или Погребной) башне, а на дворе рядом с ней жил специальный “квасной старец”. Позже пивоварню перенесли к трапезному Сергиевскому храму, где пивом угощали всех паломников, в том числе и знать.
Монастырская пивоварня — памятник архитектуры, охраняемый государством, — до сих пор стоит и в ростовском Кремле, напротив архиерейских палат. Считается, что монастырское пивоварение возникло благодаря… грамотности монахов. И на Руси, и в Европе монахи в средние века действительно были самыми образованными людьми. Они записывали и анализировали весь процесс варки, что помогало им постоянно улучшать качество.
В России традиция стала чахнуть уже во времена Петра I и окончательно умерла к Октябрьской революции. Единственный православный монастырь, где эти навыки в определенной степени сохранили, — Новый Валаам в Финляндии. Правда, пиво здесь тоже не варят, зато гордятся своим ягодным вином. А с этого года монахи производят еще и собственный виски.

“За шиворот” с благочестием

“Православный, или, точнее, крещеный человек, постоянно старается какие-то свои тайные грехи или удовольствия записать в некий “официальный список”, чтобы грешить “официально”. Как на поминках у нас святое дело — водки выпить, потому что душе умершего “будет легче”. И когда твой грешок с чем-то святым рядом стоит или прикрывается чем-то святым, то и жить легче и спокойнее, и совесть не особенно грызет. А совести всегда спокойнее, когда от нормы надо отступить ради того, чтобы традицию соблюсти”, — говорит священник храма святого мученика Пантелеимона в городе Орске Оренбургской области отец Александр Курсаков.
Лампада в виде корабля перед чтимой иконой свт. Николая. Фото:А.Поспелов /Православие.ру
По его наблюдениям, те верующие, которые любят “побаловаться вином”, часто вспоминают одно из чудес Христа — претворение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской.
“Значит и мы, христиане, не должны вином брезговать, рассуждают они. То есть оправдывают не то, что вино можно употреблять в пищу, а то, что лишний раз можно за шиворот заложить, потому что “сам Христос благословил”. И то же самое говорят про Николая Чудотворца”, — досадует священник.
Из святителя не зря потом сделали Санта Клауса — волшебника, дарящего подарки. Он, действительно, всегда отдавал последнее узникам, детям и больным. На ярмарках на зимнего Николу (зимнего, потому что на праздничной иконе изображен в “шапке” — епископской митре) раздавали бесплатно или отдавали за бесценок излишки зерна. Наверное, многие поэтому и начинали варить пиво. “Но ведь пост идет, зачем?”, — удивляется отец Александр.

Назад, к язычеству?

С другой стороны, то пиво было совсем другое — в нем не было спирта. Впрочем, по словам священника, это все равно не оправдание. “И когда говорят, что вот, мол, раз есть такая традиция, значит святитель был “за”, можно только посмеяться. Вряд ли святой Николай полагал, что когда-то где-то, Бог знает где на севере, появится такая традиция. Это просто приметы — кто-то когда-то что-то замечал, а потом начинали связывать одно с другим”, — полагает он.
А еще священник вспоминает, что после крещения Руси церковь старалась большие праздники “совмещать” с существовавшими языческими — чтобы у людей не было желания отмечать и то и другое. Так, Дмитриевская родительская суббота “совпала” с традиционным поминовением павших воинов – церковь наполняла новым смыслом народные верования.
“А сейчас, увы, чаще бывает наоборот, когда уже свои привычки приставляют к христианскому смыслу”, — сетует отец Александр.
Базилика св. Николая Чудотворца в Бари

 

 

 

 

 

 

 

Чай вместо пива

Сегодня православная служба помощи “Милосердие” предлагает на Николин день позвать в гости близких, напоить их чаем и, по примеру святителя, помочь самым нуждающимся, а не пить пиво в честь праздника, хоть устав и дозволяет.
“Николай Чудотворец помогал при жизни и продолжает помогать после смерти попавшим в беду людям. Он благотворил бедным, мирил враждующих, его молитвами спасались от бури моряки. В старину в день памяти святителя в каждом доме пекли пироги и приглашали гостей. Мы хотим предложить всем верующим воскресить эту традицию и в память о благодеяниях святителя Николая совершить маленькое чудо доброты и вместе со своими друзьями, родственниками или коллегами собрать небольшую сумму для тех, кто сильнее всего нуждается в поддержке, — одиноких стариков, детей-сирот и бездомных”, — говорит руководитель благотворительных программ службы Анна Белавина.
“Позовите друзей к себе вечером или днем. Испеките что-то вкусное или пусть каждый, кто хочет, принесет свое угощение. И расскажите о святом Николае, что он помогал людям, попавшим в беду, и что у всех вас сегодня тоже есть возможность помочь кому-то в беде. Поставьте банку или вазу, а может, шапку или мешочек, чтобы ваши друзья могли опустить туда свои пожертвования”, — продолжает Анна.
Лодка в итальянском городе Бари

Бари: хранилище загадок Николая Угодника

 

Даже самая небольшая сумма cможет принести подопечным “Милосердия” настоящую радость. Ведь на 1000 рублей можно купить десять килограммов вкусных груш, которые очень любят бабушки в Свято-Спиридоньевской богадельне. А сто рублей — это компот из сухофруктов на двадцать человек или детский крем и шампунь для них. На 5000 рублей можно подстричь 150 бездомных или накормить 50 человек горячим. 200 рублей стоит банка тушенки и пачка макарон — простой обед для бедной семьи, а всего в 1200 обойдется месячный запас лекарств для хронического гипертоника.
Кружка бельгийского “монастырского” в московских барах, напомним, стоит как минимум 490 рублей.
Источник:https://ria.ru/20181219/1548215968.html