В последние годы в РФ вновь наблюдается рост смертности, связанной с алкоголем и наркотиками. В 2020 году только по официальной статистике от алкоголя умерло 50 435 человек, а от наркотиков — 7316. Несмотря на это, сами зависимые и их родственники продолжают демонстрировать крайне легкомысленное поведение: преуменьшают последствия, «отмазывают» близких от постановки на учет и саботируют лечение. О том, к каким последствиям приводит такая стратегия, как на самом деле устроена система наркологического учета и зачем она нужна — рассказывает главный психиатр-нарколог Василий Шуров.
Что такое наркологический учет?
Под наркологическим учетом понимают регистрацию в наркодиспансере и динамическое наблюдение за пациентами с хронической алкогольной или наркотической зависимостью, а также за гражданами, замеченными в злоупотреблении алкоголем, наркотиками и другими одурманивающими веществами, не имеющих клинических проявлений зависимости.
Существует 2 разновидности такого учета:
- Диспансерный профилактический учет. Длится 1 год. На него, как правило, ставят людей без подтвержденного диагноза, совершивших единичное правонарушение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (езда в нетрезвом виде, драка и т.д.). В этом случае на человека почти не накладываются ограничения. Имеющиеся водительские права не отнимут, а вот разрешение на новые не дадут до окончания срока учета.
- Амбулаторный учет. Ему подлежат пациенты с подтвержденным диагнозом (алкоголизм, наркомания, токсикомания) и длится он от 3 до 5 лет, в зависимости от характера заболевания. Люди, находящиеся под амбулаторным наркологическим учетом ограничены в праве водить, владеть оружием и занимать определенные должности, за ними осуществляется более строгий контроль. Зато они получают бесплатное амбулаторное и стационарное лечение от государства и при достижении ремиссии могут быть восстановлены во всех правах.
Попасть на учет можно как в добровольном порядке, обратившись за лечением в наркологический диспансер по месту жительства, так и в принудительном. Порой человек может даже не знать о том, что состоит на учете.
Например: Пьяный человек ввязывается в конфликт с соседями и те вызывают участкового. Тот составляет протокол об административном правонарушении и подает информацию о дебошире в наркодиспансер, а там его дело вносят в базу данных с соответствующей пометкой.
Главная цель постановки на наркологический учет — обезопасить и самого человека и окружающих. Только в 2020 году по вине пьяных водителей в РФ произошло 11 000 ДТП, в которых погибло около 2300 человек. Больше половины преступлений совершается людьми в состоянии алкогольного или наркотического опьянения: грабежи — 80%, групповые изнасилования — около 70%, убийства — свыше 60%. Наркотики «выкашивают» молодежь: у нас 20% наркоманов в возрасте от 10-15 лет и 60% — от 15 до 30 лет и среди этой группы самая высокое количество суицидов.
Так что учет у нарколога и бесплатное лечение, пусть даже оно связано с некоторыми ограничениями — это преимущество граждан России, а не наказание. Далеко не во всех странах у пациентов с зависимостью есть такая возможность.
Почему нельзя решать проблемы зависимого родственника за него?
Зависимость — это система. В центре нее находится человек с аддикцией, а вокруг него вращаются созависимые близкие. Они выплачивают за него кредиты, прикрывают перед начальством, соседями и окружением, «отмазывают» от правоохранительных органов, ищут по ночам, кормят, обеспечивают и т.д. Родственники думают, что они помогают человеку, но на самом деле так они лишь закапывают его еще глубже.
Они создают для него идеальные условия для употребления, реальность, где он не сталкивается с последствиями своих поступков и не видит причины, по которой ему стоило бы бросить.
Поэтому вместо того, чтобы искать лазейку, как бы родственнику избежать постановки на наркологический учет, лучше постараться осознать, к чему приведет закрывание глаз на проблему. Пока зависимому сходят с рук его правонарушения, он становится все наглее, растет его моральная и социальная деградация. Сначала он садится пьяным за руль и доезжает до дома без происшествий. Потом царапает чью-то машину. А затем сбивает человека на пешеходном переходе или разбивается сам.
Пример: Часто родители или супруги, которые сначала приходили с просьбой сделать справку чтобы «отмазать», через время звонят в ночи со слезами, оттого что у их близкого передозировка/отравление/психоз и сетуют, что не поместили его в ребцентр.
Какие регионы страны страдают больше всего?
Проблема алкоголизма острее стоит в северных регионах: Магаданская и Сахалинская области, Ямало-Ненецкий АО, Чукотка, Якутия. Неутешительная статистика и по Пермскому краю, Нижнему Новгороду, Амуру и т.д.
В Оренбургской области в 2021 году произошло массовое отравление суррогатным алкоголем из-за которого погибли 35 человек и еще десятки остались инвалидами. Когда в больницу стали поступать первые жертвы, волонтеры начали ездить по улицам, предлагая обменять алкоголь из опасной партии на еду, по радио объявляли о возможных последствиях. Но все равно нашлись те, кто зная об угрозе не расстался с бутылкой. Для некоторых выпить было важнее, чем здоровье или даже жизнь, а это говорит о серьезной степени алкогольной деградации у этих людей.
Зависимость — мужская проблема?
Если раньше соотношение употребляющих алкоголь или наркотики женщин к мужчинам было примерно ⅙, то теперь это уже ⅓. Женщины стали пить чаще. Да, пока они все еще выбирают менее крепкий алкоголь, но если пересчитать дозу, то окажется, что количество чистого этанола в ней зачастую будет не сильно меньше, чем в том, что пьют мужчины. Пьющих женщин по-прежнему больше осуждают в обществе, но это лишь приводит к тому, что они лучше скрывают проблему.
Какие меры могут помочь справится с эпидемией?
Пропаганда здорового образа жизни, которую пытается вести государство, вещь хорошая, но она направлена на молодежь, еще не затронутую проблемой зависимости. Что же делать с теми, кто уже оказался в ее лапах?
Во-первых, важно перестать прятать голову в песок, взглянуть правде в глаза и признать наличие болезни. Это нужно сделать не только самим зависимым, но и их ближайшему окружению. А после этого перестать поддерживать употребление, вернуть зависимому ответственность за его жизнь и по возможности подтолкнуть к лечению, но не делать все шаги за него.
Мнение доктора: Мне кажется наркологический учет должен быть еще более строгим, условия лечения должны быть строгими. В Беларуси, к примеру, работает программа заместительной терапии метадоном. Человек получает от государства метадон, но в обмен на строгий запрет употребления чего-либо другого. Если сорвется — вылетает из программы и мучается от ломки и больше не получает никакого лечения. В нашей стране же у наркозависимых достаточно вариантов для получения помощи, как платной, так и бесплатной. Этим нужно пользоваться.
Источник:https://zen.yandex.ru/media/id/5e5e195e23f6716bacbc570a/strashnaia-statistika-skolko-jiznei-ejegodno-unosiat-alkogol-i-narkotiki-rasskazyvaet-narkolog-631984fed983527317dd9d6f?&