По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), россияне стали реже употреблять алкоголь — как промышленный, так и произведенный на дому. Главным фактором снижения, по мнению экспертов, является грамотная политика российского Минздрава — ограничение времени и мест продажи спиртных напитков, их рекламы в СМИ. Практика РФ, по мнению ВОЗ, может в перспективе стать примером для многих других стран со схожими проблемами.
По оценке ВОЗ, РФ может стать примером для многих других европейских стран в реализации политики по снижению потребления алкоголя.
«Сокращение потребления спиртных напитков, которое произошло в России за последние годы, является одним из важнейших результатов для нас в этом регионе. В перспективе мы хотели бы сделать опыт РФ доступным для других стран со схожими вызовами», — рассказала в разговоре с «Ъ» Карина Феррейра-Боргес, глава программы «Алкоголь и запрещенные наркотики» Европейского офиса ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними.
Так, по данным ВОЗ, в 2016 году уровень потребления алкоголя в РФ составил 11,1 л спирта на человека в год. Это минимум за 27 лет (в 1991 году — 12,2; пик потребления, по данным ВОЗ, пришелся на 2006 год — 17,1 л). Отметим, что статистика ВОЗ включает в себя данные как об официальных продажах и производстве (зарегистрированное потребление), так и о домашних, неофициально (законно или незаконно) произведенных и контрабандных алкогольных напитках, равно как и статистику по алкогольным суррогатам.
Такое снижение, по словам эксперта ВОЗ, является результатом грамотной антиалкогольной политики.
Напомним, первые меры по сокращению потребления спиртных напитков в РФ появились в 2005 году, затем их число росло почти каждый год. Главными их целями были ограничение доступности как самого алкоголя, так и информации о нем, а также ужесточение наказания за вождение в пьяном виде. «Наиболее результативные — это повышение цены на алкогольные напитки, ограничение доступности алкоголя за счет, например, повышения минимального возраста официально разрешенного потребления спиртных напитков или ограничения продажи в определенных местах или в определенное время суток, а также сокращение воздействия рекламы», — говорит госпожа Феррейра-Боргес.
По ее мнению, важна и экономическая эффективность этих мер: они не требуют большого финансирования из бюджета, наоборот, сами приносят доход государству. «Для снижения потребления алкоголя есть и другие эффективные меры, однако их реализация требует больших затрат и усилий: например, введение и строгое исполнение эффективных мер контроля за вождением в нетрезвом виде», — отмечает эксперт.
В дальнейшем российские специалисты в области здравоохранения могли бы уделять больше внимания проведению скринингов, осмотров и краткосрочных вмешательств в рамках системы здравоохранения, чтобы помочь людям, злоупотребляющим алкоголем. «Важно включить вопросы об употреблении алкоголя в перечень задаваемых врачом в ходе первичного осмотра в поликлиниках, похожие на те, которые сейчас задают о курении», — отмечает госпожа Феррейра-Боргес.
Также, по ее словам, важно обращать внимание на все аспекты потребления алкоголя — например, через применение межсекторального подхода к проблеме дорожно-транспортноготравматизма, связанного с алкоголем. «Такой фокус был у нашего недавнего учебного курса, проведенного в партнерстве с Первым московским государственным медицинским университетом имени Сеченова в Москве. Он был посвящен повышению квалификации представителей различных ведомств, которые регулируют проблему связи алкоголя и дорожно-транспортного травматизма», — отметила она.
Российское правительство, судя по всему, планирует продолжить борьбу с потреблением алкоголя: Минздрав уже назвал одним из своих приоритетов в 2018 году распространение среди россиян приверженности здоровому образу жизни, в том числе и с помощью ограничения доступности спиртных напитков. Схожие предложения, направленные на дальнейшее ограничение времени продаж и повышение цены за литр спирта, были разработаны и экспертами Центра стратегических разработок Алексея Кудрина.
Исчтоник: Газета Коммерсантъ