Основная задача матери – воспитать в своем ребенке естественное и глубокое самоуважение, ощущение самоценности и достоинства. В этом её ответственность за будущую полноценную жизнь ребенка. Очевидно, что для решения этой задачи сама женщина должна обладать недюжинным психологическим здоровьем, иметь ясные нравственные ценности и ориентиры, к которым следует стремиться, что в современных условиях ценностного плюрализма и растущего отчуждения в обществе представляется все более труднодостижимым.
При этом надо учитывать особенность российской истории, которая привела к формированию нового типа женщин, так как на протяжении уже нескольких поколений общество предписывает одновременно работать и быть матерью. С одной стороны, данная модель отработана, привычна, это то, к чему основная часть матерей готовит своих дочерей, с другой – работающая женщина одновременно должна выполнять три роли: супружескую, родительскую и профессиональную.
И зачастую у нее просто не хватает физических ресурсов для того, чтобы полноценно выполнять эти роли. Следствием этого являются чрезмерное напряжение, неудовлетворенность семейными отношениями и жизнью вообще, препятствия в личной и профессиональной самореализации, рост отчуждения и конфликтности между членами семьи.
Но как бы тяжело не было, необходимо помнить, что конфликты с матерью ребенком воспринимаются как стихийное бедствие и наносят ему наиболее катастрофические раны, приводящие к возникновению психосоматических заболеваний, неврозов и формированию различны аддикций(зависимостей).
В то время как материнская любовь является мощнейшим фактором защиты. Любовь матери к ребенку наполняет её жизнь, обогащает её. Это любовь к чему-то большему, чем она сама, к тому, что ей уже не принадлежит. Ребенок вырастает и уходит от родителей. Жертвенный, христианский смысл родительской любви состоит в признании этого факта.
В случае, если у ребенка не получается добиться любви и принятия со стороны матери «здоровыми» способами, ему остается только использовать невротические способы, такие как, например, регрессия (возвращение на прежние стадии развития), инфантилизация, признаком которой является импульсивность, или полевое поведение. В таких условиях (когда окружающее нас культурное поле пронизано лозунгами о вседозволенности) риск формирования аддиктивного стиля взаимоотношений с окружающим миром и развития химических зависимостей, в частности, многократно увеличивается.
Трудность материнской любви заключается еще и в том, что поначалу для матери не составляет труда любить своего малыша, она может быть нежной и усердной матерью, но лишь пока её ребенок мал.
Однако женщина может называться любящей матерью только тогда, когда у нее есть готовность перенести взросление и отделение своего ребенка, дать ему возможность стать автономным и независимым, отделиться от нее и уйти в свою жизнь.
Исследователи сходятся во мнении, что именно несформированность чувства ответственности до начала наркотизации является общей чертой всех будущих наркоманов. Проблема употребления психоактивных веществ – это проблема несформированности ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей.
Так, люди со сформировавшейся зависимостью от какого-либо психоактивного вещества не только не предусматривают результаты своих действий, но и, как правило, не чувствуют себя субъектами деятельности. Зачастую они полагают, что все, что с ними происходит, не зависит от их воли и не является следствием их поведения. В подростковом или даже взрослом возрасте их отличает отсутствие внутренних регуляторов; они идут по жизни, бросаясь от одной властной фигуры к другой в поисках ответа на вопрос о цели своей жизни или в поисках регуляторов своего поведения.
У таких людей отсутствуют самодисциплина, внутренние регуляторы и чувство ответственности, поскольку им не дали возможность развить в себе эти черты. Жизнь они воспринимают как предопределенное судьбой нагромождение случайных обстоятельств, которые невозможно изменить.
И эта черта была свойственна им и до развития зависимости. Если они не принимают решения, то они и не сделают ошибки, а значит, не будут раскритикованы и наказаны. Так повелось в их жизни, что все решения с детства принимала мама – что есть, что надевать, с кем играть и куда ходить.
И во взрослом возрасте зависимость от матери – отличительная черта алкоголиков. Алкоголь и другие психоактивные вещества – это средства убегания человека от реальности, от её требований и вызовов. Выбор и принятие самостоятельного решения оказываются не под силу человеку, выросшему в условиях ограничения его способностей и потенциала.
Учитывая вышеизложенное, способность родителей построить доверительные и партнерские отношения и между собой, и со своими детьми имеет первостепенное значение для защиты последних от наркозаражения или развития иной формы аддиктивного поведения. Родители, а матери в особенности, должны готовить себя к взрослению и отделению своего ребенка. Чем меньше готовность родителей делиться полномочиями с детьми, тем жестче и запутаннее становятся отношения в семье.
Напротив, дав ребенку возможность стать автономным и независимым, родители тем самым увеличивают его личностную силу, позволяющую ребенку отделиться от семьи (матери, в частности) и уйти в свою жизнь уверенным и ясным маршрутом.
Общепризнанным фактом является понимание того, что авторитетный стиль воспитания является наиболее адекватным и эффективным для развития социальной и когнитивной компетентности ребенка.
Авторитарный и снисходительный (попустительский) стили воспитания определены как приводящие к худшим результатам.
Самый надежный способ уберечь детей от ощущения неуверенности и беззащитности перед окружающим миром взрослых – укрепить в них уверенность, что родители всегда рядом и готовы помочь им.
Несомненно, родители это знают, но дети не всегда уверены в их чувствах. Ощущение это бывает у ребенка очень неопределенным, но, раз возникнув, живет в его душе очень долго.
Именно поэтому от родителей требуется безграничное терпение. Ничем больше так не подтверждается родительская любовь, как терпением. Напротив, родительская критика вызывает у ребенка гнев, обиду и сомнения в собственной ценности.
В выставлении напоказ изъянов характера ребенка нет ничего полезного. Когда подростка заставляют публично признавать свои промахи, он не захочет исправлять их в дальнейшем. Когда подростка постоянно критикуют, он учится осуждать себя и пытается найти недостатки у других. Он учится сомневаться в своей собственной ценности и умалять ценность других. Он учится подозревать людей и считать, что обречен на провал. Если обратить внимание на привычный стиль взаимоотношений с ребенком и другими близкими людьми, то можно заметить, что большинство критических замечаний просто не нужны.
Если человек свернул с дороги не в том месте и заблудился, ему меньше всего нужна критика: «Ты что, читать не умеешь? Надо сначала думать, а потом поворачивать! Я же тебе говорил(а)!» В данном случае больше всего он нуждается в друге, который укажет правильный путь.
Следовательно, одна из главных задач конструктивной критики– указывать на то, что необходимо сделать в конкретной ситуации, то есть не указывать цель, а именно путь к этой цели.
Полезная критика, особенно необходимая в трудной ситуации, не обращается к личности. Тот, кто критикует, никогда не нападает на человека, а обвиняет ситуацию. Лучше постараться создать в уме ребенка какую-нибудь неприятную ассоциацию с негативным действием и направить его внимание на другое хорошее действие.
Когда в следующий раз будем в чем-то упрекать, корить ребенка, задумаемся на минуту о том, что если бы огромный колокол звонил всякий раз, когда мы произносим: «Нельзя!», думаю, мы не смогли бы вынести такого шума. И все же каждый раз, как только мы говорим это слово, в ушах наших детей оно звучит оглушительным звоном.
Высказываемая великим русским психологом В. В. Зеньковским идея самоценности ребенка и протест против сведения человека к «винтику» безличных технологий с новой силой звучат в современных условиях.
Выход из кризиса во взаимоотношениях между поколениями, в результате которого молодые люди в один из сложнейших жизненных переломов остаются без моральных ориентиров и ценностных якорей, возможен при обращении взрослых к самим себе и принятии на себя ответственности за то, что «многие конфликты в детской душе создаются нами самими. Мы этого не замечаем, дети тоже забывают об этом, но те раны, те внутренние обвалы, которые совершаются в юной душе, замирание творческого огня и переход на линии банальности и обыденщины, – все это остается в детях навсегда».
К сожалению, мы порой сами, не осознавая того, демонстрируем неверие в ребенка. Комментируя его ошибки, поступки, неудачи, мы добавляем: «Ты никогда не поймешь, чего от тебя добиваются, тебе говори не говори – ты все равно не слышишь, ты никогда не поумнеешь» и т. д. Подобные оценки побуждают воспитуемого сопротивляться требованиям и ценностям старших.
«Вся личность ребенка приобретает печать какой- то забитости, придавленности, психической угнетенности… Дитя не только не имеет веры в себя, но оно считает себя никому ненужным, чужим, заброшенным… Оно (дитя) готово признать себя неспособным, бесталанным, лишь бы не слышать презрительных отзывов, лишь бы не замирать от стыда и боли, когда при всех указывают на его недостатки, – и нередко оно становится социально тупым, словно его привыкли раздевать при всех, привыкли издеваться над ним. Оно уже теряет стыд, тупо и злобно слушает аттестации себе, – лишь где-то там, в глубине, закипают слезы бессильной злобы и обиды. Психическая депрессия, пассивность овладевают душой ребенка, не растут крылья в душе, не хочется проявлять свою инициативу, общий упадок, общая апатия, нередко злоба оседают в душе».
В таком состоянии подросток становится чрезвычайно уязвим к наркотизации, пытаясь отстраниться и защититься от жестокого и грубого мира взрослых.
Учитывая вышеизложенное, становится понятным, что эффективность профилактики различных видов аддиктивного поведения среди детей и молодежи во многом обусловлена степенью вовлеченности родителей в данный процесс.
Именно родительская семья играет ведущую роль в достижении детьми психологической зрелости и адаптивности и, следовательно, будет определять как поведение в группе сверстников, так и отношение к происходящим событиям.
Отец и мать как бы образуют судьбу, которая выпадает на жизненную долю ребенка. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве, в лоне семьи. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Источник:http://r-n-l.ru/pdf/jnl3.pdf