Герои известных фильмов часто употребляют алкоголь на камеру, причем спиртное ассоциируется с праздником, свободой или крутостью. Главный врач клиники «Первый шаг» Василий Шуров объяснил, как реклама и фильмы влияют на развитие алкогольной зависимости. Подробное видео о манипуляциях кинематографа смотрите в конце статьи.
Алкоголь в современном кинематографе
Алкоголь был всегда. Он упоминается в литературных произведениях, изображается на художественных полотнах. Первой картиной, где был прорекламирован алкоголь, считается «Бар в Фоли-Бержер». С появлением кинематографа, культура распития алкоголя перекочевала и туда.
Изначально киностудии брали декорации в прокат, но производители алкогольной продукции быстро поняли свою потенциальную выгоду. Они тратились только один раз, а взамен получали мощную рекламную кампанию. Фильмы многократно транслировались, а выпивка, представленная в кадре, влияла на подсознание зрителей.
Пример самой известной рекламы — американский виски «Jack Daniel’s» в фильме «Основной инстинкт». За кадр с Шерон Стоун производитель алкоголя заплатил один миллион долларов. Продажи выросли в 4-5 раз, а название бренда сегодня известно даже тем, кто не употребляет крепкое спиртное.
Примеров множество. Штирлиц пьет коньяк, а Джеймс Бонд — мартини с водкой и это далеко не полный перечень. В сериалах, музыкальных клипах — везде демонстрируется алкоголь.
Возьмем современный российский кинематограф. В каждой комедии показано употребление алкоголя. Нашумевшая в свое время лента «Горько!» по сути одна большая пьянка с неадекватными героями. Весь юмор построен на поведении нетрезвых людей, а если эти сцены вырезать из сюжета, ничего не останется.
Режиссеры предусмотрительно указали возрастной ценз 16+, но никто не запрещал смотреть этот фильм младшим детям. А самое печальное, что некоторые свадьбы очень напоминают действо, происходящее на экране.
Обвинять только современные фильмы бессмысленно. Некоторые считают, что советские произведения несли исключительно высоконравственные мысли. Увы, это нет так. Во второй половине XX века стали активно использоваться сцены с алкоголем.
Достаточно вспомнить фильмы «Карнавальная ночь», в котором 20% экранного времени нарядные люди улыбаются и держат в руках бокалы, или «Кавказская пленница», где ярому трезвеннику Шурику внушают, что пить алкоголь — правильно.
В любимой многими «Бриллиантовой руке» спиртное позиционируется как лекарство для нервов и сосудов. И все это преподносится как шутка. Сотни людей умирают от алкогольной зависимости, тысячи проходят сложнейшую реабилитацию, а россияне продолжают смеяться над экранными приключениями выпивших героев.
Как фильмы манипулируют психикой людей
Алкоголь в фильмах и сериалах, как российских, так и зарубежных, демонстрируется как нормальное обыденное явление. Положительные герои, которым часто неосознанно хочется подражать, идут в бар на выходном или выпивают по стаканчику виски после тяжелого рабочего дня.
Зрителю пытаются донести, что распитие спиртного — исконно русская черта характера. Это своеобразный колорит, традиция, хранимая веками. В фильмах пьют по любому поводу — на свадьбах и поминках, юбилеях и корпоративах, встречах друзей.
Часто алкоголь наделяется мифическими полезными свойствами. Если верить фильмам, он расслабляет, снимает стресс, дает уверенность и раскрепощает. Ничего не мешает человеку проверить действие спиртного в реальной жизни, а дальше — дело привычки.
Мифы об алкоголе
Кинематограф ежедневно пытается убедить нас, что алкоголь — это хорошо и в его употреблении нет ничего предосудительного. Правда, многие факты существенно искажаются.
К примеру, пираты в фильмах ни дня не могут прожить без рома. На самом деле алкоголь использовался для сохранения пресной воды от бактерий. Это антисептик, который добавлялся в бочки с запасами жидкости в незначительных количествах. Пьяные пираты, какими их показывают в фильмах, вряд ли бы долго протянули.
Другая ситуация — советские солдаты на войне всегда держат под рукой запас водки. Отчасти для храбрости, отчасти как обезболивающее, но явно не с целью поднять себе настроение и потерять контроль над происходящим.
Почему не работает «Сухой закон»
Ограничительные меры касательно алкоголя вводились в России дважды — императором Николаем II в 1914 году и Михаилом Горбачевым в 1985 году. Обе попытки оказались неудачными. Строгие запреты провоцировали лишь всплеск популярности алкоголя.
Спиртное пропадало из продажи, но люди не прекращали пить. Процветало самогоноварение, а самые находчивые употребляли антифриз, растворители. Алкоголиков становилось меньше, но росло число смертей от отравления суррогатами.
Запреты не помешают людям с уже сформировавшейся зависимостью употреблять алкоголь. Они всегда найдут, что выпить. Аналогично и с сигаретами. Когда пачки продавались по талонам, люди вскрывали полы и искали окурки.
Как реклама манипулирует подростками
Здесь безотказно срабатывает эффект запретного плода. Логотип «18+» придуман неспроста. Он демонстрирует, что употребление алкоголя — признак взросления. Недавнему подростку исполняется 18 и вот он уже может сам купить себе пиво, а не просить старших товарищей. Он гордо показывает паспорт на кассе и считает себя крутым.
Другой пример манипуляции — предостережение «пьяным за руль не садись». Это действие от противного. Пока управляешь автомобилем, пить нельзя, зато после — сколько угодно. Агитации за трезвость при этом нет.
Пропаганда алкоголизма в семье
Все идет из детства. Каждый вспомнит праздничное застолье, на котором родители с друзьями и родственниками употребляли алкоголь. Дети видят, запоминают и повторяют. Постепенно в сознании закрепляется мысль, что веселье без спиртного невозможно.
Много ассоциаций вызывает шампанское. Изначально это был бракованный продукт, но производитель сумел правильно преподнести пузырьки аудитории. Теперь ни одна свадьба или романтическая встреча не обходятся без игристого вина. Наполненные бокалы постоянно мелькают в новогодних шоу. Даже президент, поздравляя россиян с праздником, держит в руке шампанское.
Играет роль воспитание. В пьющей семье ребенок видит отрицательный пример, в трезвой — положительный. Если родители не интересуются детьми, они взрослеют на улице. А это гарантированный путь к алкогольной зависимости. Подростки любят соревноваться и выяснять, кто больше выпьет, чей напиток крепче, кто дольше продержится без рвотного рефлекса.
Реальная ситуация в обществе
В кино героизируют алкоголь и пытаются доказать, что его пьют только сильные духом люди. На самом деле все иначе.
Реальная картина не столь радужная:
- 80% сирот в детских домах — дети, брошенные родителями-алкоголиками
- 40 % этих детей сядут в тюрьму, еще 40% сами станут алкоголиками, а 10% закончат жизнь самоубийством
- 60% случаев изнасилований и 80% бытовых убийств совершаются в состоянии опьянения
- 25% аварий с пьяным водителем заканчиваются смертельным исходом
Употребление алкоголя родителями негативно влияет на их детей. Это умственная отсталость или просто сниженный интеллект, различные физиологические нарушения. Таким детям сложно адаптироваться в обществе.
Алкоголь поражает печень, сердце, репродуктивную систему, почки. 70% мужчин не доживают до пенсии, а средний возраст составляет всего 66 лет. Россия уступает даже отсталым азиатским странам со слабой медициной.
Продажи алкоголя никак не поддерживают экономику России. Почти все деньги идут за границу — владельцам брендов. Оставшиеся доходы несоизмеримы с затратами на содержание домов-интернатов, реабилитационных центров и профилактические работы. Это миллиарды, которые вносят в бюджет налогоплательщики.