На пятничных вечерних пьянках построена целая культура, которая с появлением интернета двинулась в массы широким потоком смешных картинок и мемов. Алкоголики разных стадий и мастей чувствуют приближение пятничного вечера ещё в четверг, а то и в среду. Многие не выдерживают, и ещё рабочим утром постят в соцсети всякую байду про то, что пятница и давайте уже скорее забухаем.
Для меня немного удивительной всегда была вот эта вот готовность демонстрировать свою зависимость – своего рода алкогольный эксгибиционизм. Это же ведь не шутка, когда взрослый человек постит утром в пятницу картинку, на которой смеётся над своим желанием нажраться вечером и радуется по поводу того, что это событие вот-вот настанет. В смысле, я сам такой же зависимый – я утром в пятницу думаю о том, как я славно напьюсь вечером, но рассказывать всему миру о том, что я – алкоголик – это немного за пределами. Тем не менее загляните в свои ленты – вряд ли у вас там сплошные спортсмены, наверняка в потоке всякого шлака есть 2-3 публичных алкоголика разных возрастов. Или больше. У меня – больше, я даже часть своих сотрудников вынужден осаживать.
После обеда в пятницу у алкоголика немного отключается голова – работает один из синдромов тяжёлой зависимости, который многим известен по нетерпению перед первой рюмкой, особенно когда к процессу долго готовился. Это, знаете, когда новогодний стол уже накрыт, уже немного все поспали, время 9 вечера, и ты понимаешь, что если начнёшь сейчас, то закончишь в лучшем случае в 2-3 ночи (а в Новый год бухать хочется до утра), но остановиться уже не можешь, и у тебя внутри ощущение, как перед отпуском, и ты на кухне, под рыбные и колбасные обрезки сажаешь внутрь первую рюмку, а потом вторую, и тут на тебя накатывает тепло от желудка вверх и вбок, и вниз, и ты аж выдыхаешь.
У офисного алкоголика такое каждую пятницу. Он хочет выпить сразу после обеда, потом всё больше и больше, и работоспособность зависимого от алкоголя сотрудника после обеда в пятницу существенно ниже обычной какой-нибудь среды или вторника.
В 18.00 широкие потоки алкоголиков чуть ли не вприпрыжку бегут в кабаки и магазины, а кухни миллионов счастливых россиян сотрясаются от стучащих по столам стаканов.
Я познал все формы этого алкогольного психоза – от степенных ужинов с семьями коллег по работе в кабаках (после которых нужно догоняться нормальным пойлом в гораздо более привычных заведениях) до распития водки из пластиковых стаканчиков на лавочках в городских парках в рабочей прямо одежде, то есть в туфлях, костюме и с кожаным портфелем. Мне почти 40 лет, у меня двое детей, важная работа, всё вот это барахло. но я уже в этом вот состоянии сотни раз пил на улице водку, закусывая в лучшем случае шоколадкой и пирожками. И я люблю эти моменты, они кажутся мне ужасно романтичными и реанимирующими тысячи воспоминаний о том, как я делал это много лет до этого, с кем я это делал, и чем всё это в итоге заканчивалось.
Вот и сегодня – вчера ведь я был так уверен в себе, так точно знал, что я смогу не только не пить в пятницу вечером, но и не думать об этом, а потом ещё не пить и в субботу, и в воскресенье. И вот теперь вечер пятницы, мои коллеги собираются отправляться в разные кабаки, у меня пяток предложений провести вечер ото всех подряд, дома почти готов ужин, на который я ни разу за последние не знаю сколько лет не пришёл без бутылки, и я понимаю, что пережить этот момент мне очень сложно.
Я вообще не думал как-то, когда начинал писать в блог, что появится цель не пить вообще или хотя бы в выбранные промежутки времени. Или хотя бы не пить вот сейчас, в эту конкретную пятницу. Но ежедневная писанина про собственную зависимость поставила меня в позицию наблюдателя за самим собой, и я понимаю, что вот именно сейчас у меня нет ни единого основания выпить. Это ничего мне не даст сегодня. Нигде – ни с коллегами ни в одном из этих двух отлично мне знакомых ресторанов, ни дома, ни с кентами в любом из тех мест, где они мне предлагают выпить. Я знаю, что если сорвусь сейчас, то кончу вечер и половину дня завтра или вообще всю субботу. Я точно знаю, что любой алкоголь, выпитый мной до возвращения домой запустит процесс перемещения по кабакам, который закончится часов в 12 ночи.
И тем не менее, я уже два часа ни о чём не думаю, кроме как об этом моменте, в который нужно сделать выбор. Я и днём, и утром про это думал, но все размышления топились в чётко расписанной по календарю работе, но теперь дело близится к финалу, и мне немного страшно, до чего я себя довёл, что не могу сделать этот очевидный выбор.
Здесь ещё, конечно, велика сила привычки. Последний раз я не пил в пятницу две недели назад, но это была статистическая случайность. До этого я пил в пятницу всегда, годами и десятилетиями. Может, я как-нибудь не пил, когда у меня была операция на ноге, и я неделю валялся в больнице в полубеспамятстве, но этого я точно не помню. Во всё остальное время я пил ещё и потому, что никогда, слава богу, серьёзно не болел, и поэтому мог бухать всегда.
И вот теперь можно сделать выбор и не пить. И кажется, что это очень легко (пост написан почти год назад; в день, когда я это написал, я не пил, но потребовалось ещё девять месяцев, чтобы остановиться окончательно).
Ну и к вопросу о том, почему все пьют в пятницу. Конечно потому что это просто удобно – можно оклематься в субботу. Но гораздо важнее, что это просто искусственно вбитая в голову в том числе массовой культурой модель поведения. Проще же делать то, что делают все – это сделанный специально для вас скрипт, который можно совершенно спокойно выполнять и не беспокоиться обо всём остальном. Ну вот мы его и выполняем. И если вам кажется, что я пытаюсь свалить вину на какого-то кукловода, то вы ошибаетесь. Нет, я прекрасно понимаю, что это всякий раз мой выбор. Просто всё так устроено, что этот выбор делать легко и приятно.
Источник:https://pikabu.ru/story/pochemu_vse_bukhayut_v_pyatnitsu_i_smogu_li_ya_ne_vyipit_s_nimi_6607149
Фото: Инге Морат