29 марта скончался блогер Олег Гришаев, известный под псевдонимом Отец Олег. Он прошел через тяжелую зависимость от метадона и алкоголизм, снимал видео о вреде наркотиков. В прошлом году, во время срыва Олег обращался к нам за помощью. Главный врач нашей клиники и психиатр-нарколог Василий Шуров брал у него интервью, безуспешно предлагал пройти полноценную программу реабилитации. А сейчас Олег мертв. Как это случилось, и почему молодой блогер не смог справиться с зависимостью? Рассказывает врач.
Кто такой Отец Олег?
Олег Гришаев, или Отец Олег, был популярным блогером, который на личном примере стремился предостеречь своих подписчиков от алкоголизма и наркомании.
Олег рос в Рязани в неполной семье. Его отец страдал от алкоголизма, постоянно бросал жену с ребенком и возвращался к ним вновь. Но, несмотря на негативный пример отца, Олег рано заинтересовался алкоголем и другими психоактивными веществами.
Уже в средней школе юноша начал пить и нюхать бензин с друзьями. В 13 лет начал употреблять другие наркотики, в 15 лет впервые попал из-за них в больницу. У него сформировалась зависимость от метадона — синтетического препарата из группы опиоидов.
Из-за зависимости юноше было тяжело учиться: после школы он смог поступить в профессиональный лицей на автомеханика, но бросил его через год.
Чтобы добыть денег на наркотики, юноша начал заниматься кражами, получил несколько судимостей, но смог избежать тюрьмы: ему назначали исправительные работы. Он также пережил смерть любимой девушки от передозировки.
Родные люди, в том числе первая жена Олега, родившая ему дочь, помогали парню справиться с зависимостью: клали его в реабилитационные центры, пытались убедить на полноценное лечение. В итоге после череды передозировок Олег все же смог отказаться от метадона.
В 2021 году молодой человек, уже живя в Санкт-Петербурге, завел свой видеоблог и на личном примере рассказывал людям о вреде наркотиков. В этом его поддерживал близкий друг Стас, который стал оператором и монтажером канала. В блоге Олег и Стас также брали интервью у других зависимых, и снимали их преимущественно на кладбище.
Последние годы жизни его главной поддержкой стали Стас и вторая жена — Светлана, с которой он расписался в конце ноября.
В марте 2022 года Отец Олег отпраздновал 4 года трезвости, но той же весной у него случился рецидив. И он обратился в нашу клинику.
Доктор Шуров о знакомстве с Отцом Олегом
Весной 2022-го Олег обратился в нашу клинику и прошел курс детоксикации, мы взяли у него интервью. Но от полноценной программы реабилитации молодой человек отказался.
Он проявлял в этом особое упорство: хотел бросить «своими силами». Но в то же время в интервью говорил о том, что очень хочет продолжать употребление:
«Я просто хочу колоться, я все ненавижу!»
Я каждый день приходил к нему в палату, долго с ним общался, и убеждал принять предложение о бесплатной реабилитации, объяснял важность полноценного лечения и работы с убеждениями. Но Олег был крайне тверд в своем намерении справиться «без ребцентра».
Как завязалось близкое общение?
Олег мне понравился. Несмотря на его безрассудное упорство, меня подкупила максимальная честность и прямолинейность.
Олег даже не пытался казаться лучше, чем он есть. Не стыдился во всех подробностях признавать весь тот вред, что он причинил своей зависимостью маме и другим близким людям. Открыто рассказывал о своем неуправляемом поведении.
Поэтому я предложил ему поддерживать связь, а через месяц пригласил к себе в гости. Я познакомил его со своей семьей. Мы сидели и общались у меня дома, гуляли по моим любимым местам, обсуждали очень много важных тем.
У Олега были большие и правильные планы. Он хотел открыть собственную реабилитационную программу и развивать свой канал для помощи зависимым и пропаганды здорового образа жизни.
Несмотря на то, что Олег по-прежнему отказывался от реабилитации, мы поддерживали общение по телефону, следили друг за другом в социальных сетях.
Уже тогда я заметил небольшой тревожный знак. Олег сделал тату на предплечье с огромным кладбищем. Я спросил его о причине. Он ответил: «Самые успешные свои ролики я снял на кладбище». Тогда я еще раз попросил его обязательно обращаться ко мне за помощью и поддержкой, оставаться на связи.
А через год у Олега случился очередной срыв.
Что происходило с Олегом перед смертью?
В прошлом году у Олега произошел очередной срыв. Он долго это скрывал. В начале февраля Стас прислал мне фото ноги, в которую кололся Олег — там уже был язвенный дефект, шла тяжелая инфекция. Олег прошел у нас курс терапии антибиотиками.
Первый же вопрос, который я ему задал: «Почему сразу не рассказал о срыве, не пришел, когда все началось?». Ответ был простой: «Стыдно». Но ведь стыдно употреблять и не лечиться! Задача врача — спасать, а задача пациента — дать врачу шанс спасти…
И я снова уговаривал его на реабилитацию — тщетно. Ответ был категоричный: «Нет. Я уезжаю. Но у меня скоро закончится срок действия импланта от алкоголизма (кодирование), и мне нужно будет снова его поставить».
А за сутки до своей гибели Олег сильно поругался с женой Светланой. Он буквально выставил ее из дома и заблокировал дверь ключом.
От чего умер Отец Олег?
О смерти Олега мне сообщила его мама, мы поддерживали с ней связь.
Олег долгое время употреблял алкоголь и метадон, срывался. Одно переходило в другое. Когда он не мог достать метадон, принимал алкоголь.
В справке о смерти на первом месте стоит эмболия легких: это частое фатальное осложнение, когда тромб перекрывает кровоток в легочной артерии. Мгновенная смерть, даже реанимация в таких случаях не помогает.
Отдельным пунктом в справке стоит тромбоз сосудов сердца. И, что меня удивило, — кардиомиопатия. Олегу было всего 33 года, но у него уже было полностью нарушено функционирование сердца, изменена структура сердца. Это яркое последствие тяжелой многолетней зависимости.
Почему Отец Олег не смог выздороветь?
Важно понимать: у Олега не было суицидальных наклонностей. Он очень хотел жить. Но и употреблять он хотел тоже, с маниакальным влечением.
Грустно это признавать, но его подход к лечению зависимости изначально был неправильным. Да, каким-то чудом ему удалось на время отказаться от метадона. Но он продолжил допускать в свою жизнь алкоголь.
И это была ошибка №1. Мышление в стиле «Наркотики — зло, и я буду «на зубах» преодолевать влечение, но вот алкоголь оставлю» никогда не приводит к успеху. Это всегда хождение по краю: алкоголь — тоже психоактивное вещество, которое подавляет функции коры головного мозга и делает человека неуправляемым. И под алкоголем очень легко сорваться на наркотики, ведь контроль отключается.
А ошибка №2 — это отказ от реабилитации. Олег категорически не хотел проходить полноценную программу, не работал с глубинными мотивами и причинами зависимости, с убеждениями, которые подталкивают к употреблению и провоцируют рецидивы.
Кроме того, на фоне блогерства Олег обрел популярность. В последнее время у него увеличился заработок, появились деньги. А убеждения остались прежними. В итоге совпало два фактора, и человек вернулся к прежнему образу жизни. Так часто происходит, зависимым кажется, что у них получится: «Я просто попробую, я держу все под контролем. А теперь повторю, я же себя контролирую». Но возвращение всегда происходит быстро и неуклонно.
И еще один фактор срыва — созависимость. Олегу повезло с близкими людьми.
У него был надежный друг, который не раз проводил реанимационные мероприятия при передозировке. Его мама всегда поддерживала связь и тоже помогала, чем могла. И у него была любящая созависимая жена. Она была «с головой» в этих отношениях, старалась создать Олегу максимально комфортные условия, заботилась, всегда была рядом.
Эта забота и внимание поддерживали Олега, помогали ему. Но он также попал в максимально комфортные для употребления условия: у него было ощущение, что его обязательно спасут, вмешаются.
Выводы от нарколога
На фоне этой ситуации я делаю такой вывод: помогать зависимому можно только с холодным разумом. Не «подлечивать», устанавливать четкие границы, не отказывать в помощи. Когда много вовлеченных близких людей пытаются договориться и спасти человека своей заботой, получается такая вот жирная точка, и это печально.
И, как ни грустно это признавать, мы видим классический финал.
Когда человек не идет в реабилитацию, мы всегда предупреждаем и его, и его близких о банальной формуле: «Тюрьма, больница, смерть». Тюрьма почти была, больницы были, наступила смерть.
И вот, мы снова потеряли хорошего человека. Он пытался бороться с зависимостью, и при этом стремился помочь другим людям, предостеречь их своим же тяжелым личным опытом.
Олег показывал в своем блоге негативные последствия употребления наркотиков, и сам же заплатил жизнью за это «увлечение». Так пусть эта история послужит примером для остальных. Для тех, кто считают, что они «особенные», что у них свои отношения с Богом и Вселенной, и последствия наступят для кого угодно, только не для них.
Если вы столкнулись с зависимостью, если вы или ваши близкие тоже проходите через эту ежедневную борьбу — обращайтесь за помощью. Не стыдитесь своей проблемы, боритесь. Проходите полноценное лечение. И будьте здоровы.
Источник:https://dzen.ru/a/ZhZ-Bh9qnUeel42V