Проводя терапию супружеских пар, я нередко сталкиваюсь с проблемами, в основе которых лежит болезнь зависимости одного из супругов. При этом они не разводятся, а продолжают совместную жизнь, несмотря на постоянные конфликты. И таких семей не мало. Отчего же это случается, в чем причина?
Приведем пример супружеской жизни Николая и Ольги. Николай уже 25 лет чрезмерно употребляет алкоголь, столько же лет женат на Ольге. Он пьет по четыре-пять дней подряд, затем недели две бывает трезв. Николай уже проходил курс лечения от алкоголизма три раза. Один раз эффект от лечения длился только две недели, а два раза – по полгода. И вот снова. Кризис в семье, кризис на работе, поэтому они – Коля и Оля – здесь, в кабинете врача-нарколога.
Коля: Я дошел до предела. Все, хватит. Хочу бросить пить. Столько я уже бед натворил.
Врач: Кому?
Коля: Жене, детям. Она просто святая, она столько вытерпела. После запоя она меня так отхаживала, без нее я бы не выдержал.
Оля: Никакая я не святая. А в подсознании её головка утвердительно кивает: да, да, святая. Да, да, без меня он бы пропал.
Дома она не раз говорила о разводе. Сейчас в кабинете врача она говорит об этом решительно:
– Или он прекращает пить, или я развожусь.
Лечиться в стационаре больной не согласился, и ему было назначено амбулаторное лечение. Коля и Оля уходят.
Что случилось потом? Какие произошли пере- мены в жизни Коли и Оли? Немногие. Повторилось все старое.
Коля пытался жить трезво, потом сорвался. А что Оля? Развелась? Нет, конечно. Она сказала:
– Как я могу оставить его сейчас, когда он так старается выкарабкаться из алкоголизма? Без меня он пропадет.
Так и продолжают жить в привычном кошмаре. Каждый недоволен своей жизнью. Каждый недоволен другим супругом. Они часто играют в хорошо знакомую игру под названием «Нет, это ты виноват. Нет, это ты виновата». Самое же большое их несчастье заключается в том, что ни один из них не может измениться. Изменения им были бы не выгодны.
Какие же выгоды у Оли? Пусть это не очевидно, но Оля извлекает для себя не меньше выгод, чем Николай. Перечислим психологические выгоды Оли.
1. Приятно чувствовать, что уже целых 25 лет ты выдерживаешь такой кошмар, в котором иная женщина не проживет и недели. Коля же сказал, что она святая. Страдания приближают Олю к святости, к положению героини.
2. Оля ощущает себя сильным партнером, сильнее мужа. Она помогающая жена, принимает правильные решения. «Он без меня пропадет» – это состояние, известное только богам, дарующим жизнь и отбирающим её. Приятно чувствовать себя Богом. Для Оли именно здесь ресурс подпитки чувства собственного достоинства. Оля ведет войну за первое место. Алкоголизм мужа помогает ей выигрывать эту войну.
3. Пока Оля полностью вовлечена в проблемы своего мужа, у нее есть прекрасный повод избегать заниматься своими собственными проблемами. Она боится близких взаимоотношений с самой собой. Получается удобная для нее конструкция в сознании: Колина проблема – алкоголь, моя проблема – Коля. В остальном я безупречна.
4. Аура драмы, взлеты, падения, раскачивание из ада в рай («Он сегодня трезв. Какое счастье!»). Это дает обоим супругам ощущение интенсивности эмоций и наполненности жизни. Это компенсация её глубокой проблемы. Она отказалась от своих реальных чувств, она давно не живет активно, а только реактивно. Правда состоит в том, что проблема Оли – сама Оля, а не Коля. Реальность её пугает, тем более реальность о самой себе.
Почему вообще возможен этот долго тянущийся кошмар? Потому что для каждого из супругов кошмарная ситуация психологически выгодна, каждый из супругов вознагражден чем-то очень необходимым.
Какие награды получает Николай?
1. Ему нравится пить. Опьянение ему приятно. Настроение поднимается, тревога успокаивается, душевная боль уменьшается, неуверенность в себе на время проходит. Это обезболивающий эффект. Заметим, что наркоз и наркология – слова однокоренные.
2. Ему нравится атмосфера драмы, волнений, что сопровождает алкоголизм. Иллюзия эмоциональной насыщенности. Между супругами накал чувств такой, что не соскучишься.
3. Трезвость ему представляется пустой и скучной. Периодически он живет в трезвости. Это позволяет ему снизить чувство вины, набрать очки в свою пользу, почувствовать себя достойным человеком, возгордиться. «Я смог продержаться без водки полгода!»
4. Симпатия. Во всех этих падениях в яму и выходах из ситуаций, когда он был в жалком положении, на его долю перепадало немало сочувствия, любви, жалости со стороны жены: «Ты только лечись, а я для тебя сделаю, что угодно». Приятно, не правда ли?
5. Снятие с себя ответственности, недаром говорят, что алкоголизм – болезнь безответственности. Приятно не отвечать ни за жену, ни за заботу о детях, ни за себя. Он даже боится быть в близких отношениях с женой и детьми.
Алкоголь позволяет избегать честных, близких взаимоотношений и с самим собой. Проблемы есть, а решать их страшно.
Алкоголь позволяет Коле избегать всего того, что требует от него перестать быть ребенком и, наконец-то, признать себя взрослым. Стать ответственным родителем, достойным мужем, думать о своем здоровье, о профессиональном росте и т. д.
Так что выгоды обоюдные. Ситуация не могла бы продолжаться так долго, если бы оба партнера не извлекали из нее своих выгод. Протесты Оли, её угрозы развестись – все это только дымовая завеса. В действительности Оля, как и её муж, делает в точности то, что она хочет делать, и живет так, как она хочет жить. Она имеет мужа, которого она хочет иметь. Более того, только такой муж ей и нужен. Она может за счет мужа подпитывать свою самооценку, страданием зарабатывает чувство собственного достоинства, прикрывает свою слабость, невозможность заставить жизнь течь по проложенному ею руслу. Она «заморозила» свои чувства, отказалась от себя, боится иметь дело с собой, не хочет отвечать за себя. Драма алкоголизма позволяет ей делать все это.
Оля, на первый взгляд, сильная, самоуверенная, резкая, все умеющая, не боящаяся трудностей. А под этой оболочкой – хрупкое, слабое существо, навеки перепуганная девочка, которая боится быть брошенной. Она совсем не уверена, что может быть любимой, поэтому и действует по принципу: «Если я не любима, то буду необходима». Страх быть отвергнутой и нелюбимой движет ею, когда она помогает мужу. А он не просил её так много помогать ему, вернее распоряжаться его жизнью. А кто из нас не делает лишнего со страху?
Как-то в беседе со мной Оля бросила фразу:
– На работе громче меня никто не смеется, ярче меня никто не красится.
Я удивилась.
– Зачем это Вам, Оля?
– А затем, чтобы никто не догадывался, какие кошки у меня на душе скребут.
У человека есть потребность принадлежать кому-то. Это может быть принадлежность семье, коллективу, общине, нации. Принадлежность дает ощущение силы, защищенности, повышает ощущение безопасности и стабильности. Все это важные чувства для выживания и обретения благополучия. Велика потребность каждого индивида в самореализации. Оля удовлетворяет эти потребности в браке с Колей. Удовлетворение важных потребностей и получение психологических выгод или наград делают их брак прочным. Они никогда не разведутся. При существующем положении вещей и алкоголизм никогда не закончится.
Требуются перемены. Но никто из супружеской пары не рискует начать с себя. Каждый из них пытается влиять на другого человека. Это все равно, что пытаться вырастить урожай не на своей грядке. Невозможно.
Перемены обязательно наступят, если хотя бы один член семьи начнет сам меняться.
Шаги к изменению могут быть следующими:
– осознание собственных проблем,
– желание измениться,
– последовательная работа над собой.
Если бы Оля захотела изменить себя и свое поведение, не приводящее к желанной цели (трезвости мужа), то она могла бы спросить себя: «А что я получаю, поступая таким образом, как я вот уже много лет поступаю?»
Предвижу ее первый ответ: «Ничего, ничего я не получаю». Это неверный ответ. Давайте честнее. Пусть Оля еще раз вернется к списку психологических выгод. Созависимые люди извлекают свою выгоду из саморазрушающего поведения. Ценность такой выгоды сомнительна. Пока человек не поймет свою выгоду и её сомнительную ценность, кошмар может продолжаться. А выход есть…
Источник:http://r-n-l.ru/pdf/jnl5.pdf