«Так долго не пил, и вдруг сорвался!», «Ни с того ни с сего в запой ушел!»… Срывы алкоголиков «в завязке» или после кодирования часто воспринимаются как нечто спонтанное, а оттого тревожное и пугающее. Близкие, друзья, да и сам алкоголик ощущают глубокую печаль и чувство бессилия — «Ничего не помогает, это невозможно контролировать…». Но на самом деле у срыва всегда есть причина. Это не сиюминутный порыв, а неизбежное следствие систематических ошибок и недочетов. Главный врач и психиатр-нарколог Василий Шуров объясняет ключевые причины и предпосылки рецидивов алкоголизма.
1. Нет личной мотивации
Это одна из самых частых причин срыва, особенно при кодировании от алкоголизма.
Многие алкоголики проходят кодирование или временно «уходят в завязку» только на фоне давления родственников: их ультиматумов, угроз, ссор, регулярных нотаций.
Более того, некоторые родственники пытаются лечить алкоголика тайно (например, добавляют разные «рвотные» народные средства в еду) или вовсе насильно (запирают на время ломки, отдают в незаконные центры «лечения алкоголизма» с крайне жестокими методами воздействия).
Но у самого алкоголика нет мотивации к лечению и трезвому образу жизни, он вообще не видит необходимости что-либо менять, или даже внутренне не считает себя зависимым. В итоге рано или поздно он возвращается к образу жизни, который и не хотел бросать. А вынужденное самоограничение или насильственные меры лишь увеличивают брешь между зависимым и его семьей.
2. Нет проработки причин зависимости
Это довольно частая причина и при кодировании, и при самостоятельной попытке бросить алкоголь на «эмоционально-волевых» ресурсах.
Многие люди — и алкоголикам, и их родственники — всерьез убеждены, что главная причина алкоголизма — алкоголь.
Но это не так. Алкоголиком человека делает прежде всего не спиртное, азависимые паттерны мышления, психоэмоционального состояния и поведения.
-
Удовлетворение потребностей. Главная причина патологической тяги к спиртному — это удовлетворение психоэмоциональных потребностей. Человек не умеет полноценно проживать, анализировать и выражать свои эмоции и переживания. И у него также нет навыков эмоциональной саморегуляции. Поэтому в качестве инструмента он использует алкоголь: спиртное помогает ему расслабиться, перестать тревожиться, развеселиться, осмелеть, уснуть и т. д. Без этого «допинга» человек удовлетворять свои потребности не умеет. Поэтому первый же стресс-фактор новой трезвой жизни приводит к срыву.
-
Травмирующий опыт. Еще одна причина, которая усугубляет алкоголизм или может стать его основой — это опыт из прошлого или настоящего, с которыми психика человека не может справиться. Пугающие и болезненные воспоминания, страхи, комплексы, а также потребности и желания, которые нельзя было открыто выразить и реализовать… Все это «разъедает» человека изнутри, провоцирует постоянные болезненные переживания, с которыми человек не в силах справиться при помощи здоровых методов саморегуляции. И когда алкоголик «в завязке» или после кодировки снова сталкивается со своими внутренними проблемами, он ощущает острую потребность в спиртном. Даже если до этого принял «волевое решение бросить».
-
Деструктивные убеждения. Наконец, алкоголизм усугубляется на фоне социальных мифов и деструктивных убеждений, которые не позволяют алкоголику в полной мере осознать и принять проблему, полностью отказаться от спиртного. Например: «Алкоголизм — не болезнь, а просто вредная привычка, я в любой момент могу бросить», «Я не алкоголик, если пью в компании\пью крепкое помалу\пью только пиво!», «Алкоголь может быть полезен. И вообще, все вокруг пьют, это нормально!». Если эти установки не проработаны, срыв — лишь дело времени.
3. Нехватка альтернативных стратегий
К сожалению, даже если алкоголик понял причины своей зависимости (например, нашел у себя тягу к спиртному на фоне болезненных воспоминаний или низкой стрессоустойчивости) — это вовсе не гарантирует защиту от срыва.
Недостаточно «понимать, что я пью из-за болезненных воспоминаний, стресса и тревоги». Важно еще и выработать новые поведенческие модели, которые станут альтернативой алкоголю. Это и общие техники саморелаксации, и навыки социального общения, и заранее разработанные модели поведения в индивидуальных стрессовых ситуациях (например, если человеку стыдно отказаться, когда ему предлагают выпить в компании).
От осознания причин тяга к алкоголю не исчезнет, нужны практические навыки. Если же их нет, алкоголик легко срывается.
4. Завышенные ожидания
Еще одна частая причина срывов — даже у алкоголиков, которые прошли лечение у врача — это разрушение фантазий о трезвости.
-
Завышенные ожидания от жизни. Лечение и соблюдение трезвости требует усилий: человек старается, работает над собой. И ему помогают фантазии о будущем: кажется, что без алкоголя жизнь волшебным образом изменится. Кроме того, при постоянном употреблении алкоголик привык закрывать глаза на свои проблемы и не осознавал их в полной мере. А в первые месяцы трезвости приходит осознание реального положения дел: карьерные и финансовые трудности, долги, пошатнувшееся здоровье… И хотя теперь у человека есть возможность управлять своей жизнью и менять ее к лучшему, само осознание «навалившихся проблем» угнетает и часто провоцирует срыв.
-
Ожидания от людей. Еще одна популярная фантазия у выздоравливающих алкоголиков — резкое налаживание отношений с людьми. Человек ожидает, что окружающие по достоинству оценят его борьбу с зависимостью, будут долгие годы хвалить и восхищаться стойкостью духа. И все былые обиды или конфликты волшебным образом исчезнут, «все будет прощено и забыто». А потом человек сталкивается с реальностью. Да, близкие люди поначалу радуются, хвалят и восхищаются. Но со временем восторг утихает, снова появляются какие-то обязательства и мелкие ссоры. И на этом фоне многие зависимые «перегорают», срываются.
Именно поэтому в лечении алкоголизма так важен этап ресоциализации и семейной психотерапии. Это помогает проработать нездоровые ожидания и заложить фундамент к налаживанию родственных уз и социальных связей.
5. Внешние стресс-факторы
Угрозой для алкоголика в завязке также становятся внешние стресс-факторы — люди, ситуации, предметы и места с выраженной эмоциональной нагрузкой.
-
Соупотребители. Прежде всего, это общение с бывшими «собутыльниками». Чаще всего это близкие люди — родственники, друзья, коллеги, — с которыми человек разделял совместный жизненный опыт и приятно проводил время, а еще регулярно выпивал. И в компании с таким человеком алкоголик может «сорваться», особенно если ему настойчиво предлагают спиртное. Поэтому крайне важно заранее продумать, как себя вести. По возможности честно обсудить этот момент и попросить о поддержке. Если это невозможно, то минимизировать общение или найти более весомые для человека аргументы (например, сослаться на болезнь или опасные последствия кодирования).
-
Триггерные ситуации. Это жизненные обстоятельства, которые вызывают у нас сильные переживания и «по старой памяти» связаны с употреблением: повышение или увольнение с работы, ссора с начальством, семейные конфликты, дни рождения, свадьбы и другие торжества.
-
Триггерные места и атрибуты. В «границы безопасности» для алкоголика в завязке также входит отказ от мест и атрибутов, связанных с алкоголем: бары, дачи, отельный отдых «все включено», памятные места для распития алкоголя с близкими. То же самое касается и хранения дома как самого алкоголя, так и его атрибутов: «подарочные» бутылки, стопки и бокалы, штопор и т. д.
Поэтому для завязавшего алкоголика крайне важна регулярная работа со своими эмоциями и повышение навыков саморегуляции: с психотерапевтом, в группах поддержки, при ведении дневника эмоций.
6. Внутренние триггеры
Еще более важный фактор срыва для алкоголика — это негативные внутренние состояния. В стрессе наш мозг чаще склонен выбирать привычные стратегии действия, и контролировать свое поведение становится сложнее.
-
Физиологический стресс. Голод и жажда, усталость и переутомление (физическое, умственное, эмоциональное), соматические болезни (особенно бессонница, обострение хронических болей), гормональные сбои (в т.ч. менструации и менопауза у зависимых женщин, а также прием гормональных препаратов).
-
Психоэмоциональный стресс. Эмоциональная усталость и истощение, гнев и обида, тревожные мысли и прогнозы, чувство стыда и вины, ощущение одиночества, болезненные воспоминания, ностальгическая романтизация «алкогольного веселья и приключений».
7. Созависимые родственники
Наконец, отдельный и крайне важный фактор риска срыва — это созависимые родственники.
Созависимость — это психологическое нарушение, при котором родственники и друзья полностью посвящают себя заботе о зависимом или больном человеке, ощущают стыд и вину за случившееся, систематически жертвуют своими потребностями и желаниями во имя «помощи и спасения», регулярно берут на себя ответственность за проблемы зависимого (дают в долг, выплачивают долги, защищают репутацию, водят по больницам и т. д.)
Увы, если алкоголик не прошел полноценную программу реабилитации с привлечением семьи, его родственники не получили возможности проработать свои личные душевные проблемы, не научились правильно поддерживать зависимого.
И в этом случае, когда алкоголик уходит в завязку или выходит из ребцентра, созависимые попадают в сложную ситуацию. Когда первые дни или недели острой радости и облегчения проходят, родственники обнаруживают себя на руинах собственной жизни на фоне постоянного жертвенного поведения, вспоминают все накопившиеся дела и трудности, все невысказанные обиды и переживания. И вся эта гамма чувств может обрушиться на выздоравливающего алкоголика в виде семейных конфликтов: созависимые родственники начинают обвинять алкоголика, припоминать прошлое, читать нотации и т. д.
Кроме того, происходит конфликт ожиданий. Одна из ключевых установок созависимости — это ожидание «выстраданной награды»: алкоголик одумается, исправится и возместит весь эмоциональный\финансовый ущерб, будет «пожизненно благодарен» своему спасителю. И эта установка входит в конфликт с фантазиями алкоголика, который ожидает от своих родственников уважения и восхищения за проделанный труд по сохранению трезвости.
Поэтому качественная помощь нужна не только алкоголику, но и его близким. Важно проработать созависимость и заменить привычные паттерны мышления-поведения на новые здоровые модели.