Домой Новости О пьянстве. Советы святых отцов и учителей Церкви по искоренению этой пагубной...

О пьянстве. Советы святых отцов и учителей Церкви по искоренению этой пагубной страсти.

Из других грехов, глубоко внедряющихся в самую природу человека, и расслабляющих волю, может быть наиболее опасным является пьянство. Известно, насколько распространен теперь этот грех. Но пусть всякий помнит то, что беречь себя от пьянства нужно не тогда, когда у человека образовалась уже эта позорная и губительная страсть, а раньше, когда это значительно легче. Ведь никто не родился на свет Божий готовым пьяницей. А мы уже знаем, насколько легче человеку бороться с соблазнами греха тогда, когда он еще не сделался для него чрез повторение прочною привычкою, которую так трудно преодолеть.

Смолоду же и вообще – лучше не пить. У молодежи и без того много живости и кипучей энергии, и «подогревать» себя водкой в молодые годы ни к чему. Да и пословица говорит: «Дай бесу палец – он потянет всю руку». Молодая воля еще не крепка, а соблазнов выпивки – много.

Многих губит здесь в молодые годы особого рода молодечество, своего рода спортивный задор, когда человек хочет кому-то «доказать» свою крепость и стойкость при потреблении спиртных напитков. Но, конечно, он гораздо большую стойкость и силу, настоящую нравственно-волевую силу, показал бы, если бы сумел действительно устоять, не поддаться этому злому соблазну, от которого погибло у нас так много добрых и одаренных людей. И опять-таки христианин должен всеми мерами удаляться от греховных соблазнов и их удалять от себя, помня, что, по слову апостола «худыя общества развращают добрые нравы». Но что же делать если пристрастие все-таки есть.

Святитель Тихон Задонский писал: «Привыкшим к пагубной страсти надобно крепко вооружиться против мучительства ея, стоять, не поддаваясь, молиться и призывать всесильную Божию помощь».

Человек не может сразу переменить реальное состояние воли, нельзя злую волю сразу сделать доброй. Поэтому в борьбе с этим грехом должна быть постепенность. Например, пьяница сразу может перестать пить, но спустя несколько месяцев он может запить еще горче.

Сначала винопийца должен постепенно ограничить приемы вина, доходя до минимума. Таким способом, упражняя свою волю, пьяница может быть уверен в победе над своей страстью. Как ученым человек не может сделаться сразу, а лишь постепенно, так и высоконравственным. Воля должна тихо и плавно идти к намеченной цели, но верною и надежною дорогою.

Пока человек упражнениями не изменил своей природы, пока злая похоть, наклонность и расположенность ко греху живут в нем, то он должен стараться изменить свое внешнее положение. Должен расположить свои обстоятельства так, чтобы они служили ему не на соблазн и падение, а на улучшение и укрепление в добре.

В Священном Писании говорится: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1.1) .

Избегать дурного сообщества главное – правило нравственного образования. Страдающий недугом пьянства не только должен сторониться плохих компаний, но и должен удалять от себя всякие соблазнительные предметы, даже пустых бутылок не должно содержать дома. Что касается семейных праздников и застолий, от них также следует воздержаться, чтобы страсть пьянства снова не возобновила свое действие.

Ну и конечно, человек, желающий освободиться от сего недуга должен иметь воздержание в пищи и питие, потому что по свидетельству св. отцов, пьянство – это отрасль чревоугодия. Пост должен быть совмещен с закаливанием плоти, например, раннее вставание и купание по утрам в холодном источнике, а также каждодневный прием св. воды натощак (в противоположность утреннему похмелью). В течении дня нужно заняться полезным физическим трудом.

Вышеуказанные упражнения и строгий распорядок дня помогут страдающему пьянством человеку закалить и воспитать его волю в борьбе с этим грехом. И вместо неряшливого и ленивого существования, с Божией помощью, человек станет на путь здоровой и трезвой жизни.

Далее мы приведем примеры благодатного действия молитвы и церковных таинств на душу одержимых пьянством.

Православный врач-психиатр Д. А. Авдеев в своей книге «В помощь страждущей душе» описывает случаи чудесного исцеления от этого недуга: «Вот какой случай рассказал о себе обратившийся ко мне на прием мужчина,- пишет он, – «Я крепко пил. Лечился, пробовал уговаривать себя, но толку не было. Однажды родные посоветовали поехать в монастырь к старцу, принять благословение, попросить молитв. Я как-то воспрянул и с радостью согласился на это. Встреча со старцем глубоко тронула меня. А сказал он на прощание всего три слова: «Ты не пей».

И сказал по-доброму, от любви. Я вернулся домой, и тяга к водке у меня исчезла. Месяц я ходил совершенно трезвый. Правда, потом, постепенно опять взялся за свое, но в этом я виноват сам. Надо было жить иначе, а я начал с дружками прежними знаться и все по новой. Сейчас не пью уже две недели, готовлюсь к исповеди, а потом, если Бог даст, может, и изменится моя жизнь к лучшему».

О том, как важна помощь духовника свидетельствует пример из жития святого праведного Иоанна Кронштадтского. Необыкновенно трогательно рассказывает об одном из таких случаев духовного возрождения, благодаря о. Иоанну, один ремесленник: «Мне было тогда годов 22-23. теперь я старик, а помню хорошо, как видел в первый раз батюшку. У меня была семья, двое детишек. Я работал и пьянствовал. Семья голодала. Жена потихоньку по миру собирала. Жили в дрянной конурке. Прихожу раз не очень пьяный. Вижу, какой-то молодой батюшка сидит, на руках сынишку держит и что-то ему говорит ласково. Ребенок серьезно слушает. Мне все кажется, батюшка был как Христос на картинке «Благословение детей».

Я было ругаться хотел: вот, мол, шляются …, да глаза у батюшки ласковые и серьезные меня остановили: стыдно стало…Опустил я глаза, а он смотрит – прямо в душу смотрит. Начал говорить. Не сумею передать все, что он говорил. Говорил про то, что у меня в каморке рай, потому что, где дети, там тепло и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, все оправдывал, только мне было не до оправдания… И вот с тех пор я человеком стал…».

Но необходимо предостеречь от следующего. Некоторые люди полагают что можно «возложить» свои проблемы на «чужие плечи». Батюшка, мол пусть молится за меня и я исцелюсь, И при этом, пьяница и не думает о каких-то волевых усилиях, направленных на борьбу с грехом, говоря при этом «я слабовольный человек, пускай сильные спасут меня». Такая позиция может оказаться губительной для многих, страдающих от пьянства. Воля-то есть, только направлена она на ревностное служение пороку. Порой необходимы многие годы благочестивых упражнений, чтобы направить ее в нужное русло. В этом могут помочь советы свт. Тихона Задонского:

Пособие против страсти пьянства:

  1. Юным людям не дозволять пить пьянящего питья, ибо юный быстро привыкает.
  2. Совершенным мужам без нужды не употреблять вина.
  3. Помнить, что от этой страсти привыкшие к ней трудно освобождаются, и многие так и умирают.
  4. Привыкшим к сей страсти против нее вооружиться, и, истрезвившись, милосердному Богу молиться, плакать, чтобы от нее освободил.
  5. Помышлять им, что пьяницы многие, уснув пьяными, умирают, и от сего века переходят без всякого чувства и без покаяния, что страшно.
  6. Приводить им на память случающиеся во время пьянства несчастья: соблазны, ссоры, драки, также приключения, мечтания, страхи, недуги всего тела расслабление, и сравнивать трезвое житие с состоянием пьяных

Ко всему выше сказанному хочется добавить, что нужно не только воздерживаться от винопития, но и избегать пьяных компаний, друзей, склоняющих к пьянству. И главное – все волевые усилия должны быть мобилизованы на борьбу с этим пороком. Это и упражнения в посте и молитве, и душеполезное чтение, и общение с людьми, также горячо желающими избавиться от этого недуга.

Источник:https://dzen.ru/a/YgyvObYVgSVGL_ky