На фоне кампании по регулированию стоимости продуктов чиновники вернулись к идее минимальной розничной цены (МРЦ) на пиво. Инициатива обсуждается в Минфине, который уже внес предложения в ЕЭК. Часть производителей предлагает запретить продажу пива по цене до 45 руб. за 0,5 л, рассчитывая бороться с демпингом транснациональных компаний. Те в свою очередь предупреждают о росте цен на полке, падении продаж и снижении выплат акциза.
В Минфине обсуждают введение МРЦ на пивоваренную продукцию. Об этом сказано в письме (копия есть у «Ъ») комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по торговле и потребительскому рынку, где вопрос рассматривался в конце января. В Минфине уточнили «Ъ», что введение МРЦ на алкоголь крепостью до 28% возможно только после внесения изменений в договор ЕАЭС. «Мы внесли соответствующие предложения в ЕЭК. Решений пока нет», — пояснил представитель Минфина. В ЕЭК обещают рассмотреть предложения «в соответствии с процедурами».
Предложение ввести в стране МРЦ на пиво главе Минфина Антону Силуанову еще в феврале 2020 года направил Союз российских пивоваров (СРП). Этому предшествовал конфликт внутри организации: из-за несогласия с введением МРЦ на пиво из СРП вышли крупнейшие производители напитка — «Балтика» (входит в Carlsberg Group, бренды Tuborg, Zatecky Gus), Heineken (Amstel, Miller) и AB InBev Efes (Corona, Bud и др.).
В СРП отмечают, что текущая ситуация провоцирует среди производителей гонку за снижением цен и экономию на сырье.
А компании средней и малой мощности теряют каналы сбыта продукции, вынуждены работать на грани рентабельности и лишены возможности долгосрочного планирования, сказано в презентации СРП. Там предлагают установить МРЦ на пиво в банке или бутылке в 110 руб. за 1 л, ПЭТ-упаковке — 90 руб. за 1 л, а при продаже на розлив — 85 руб. за 1 л. По данным NielsenIQ, в среднем баночное пиво летом 2020 года продавалось по 110 руб. за 1 л, бутылочное — по 114 руб. за 1 л. На август доля промо в категории была 49%.
Комиссия РСПП дала негативную оценку инициативы, сказано в проекте письма. Там подчеркивается, что практика регулирования цен носит антирыночный характер, создает необоснованные ограничения и ведет к разрушению здоровой конкуренции.
В комиссии напоминают, что пиво в последние годы и так значительно выросло в цене, в первую очередь за счет повышения акциза.
Введение же МРЦ ограничит возможность для установления скидок, приведет к удорожанию продукции на полке, повысит нагрузку на легальный бизнес, а также приведет к сокращению продаж и акцизных отчислений добросовестных производителей, отмечается в обращении. Кроме того, МРЦ будет способствовать снижению конкурентоспособности российского пива. Комиссия попросит президента РСПП Александра Шохина довести позицию до Антона Силуанова на этой неделе.