Домой Новости Кто убил Дмитрия Марьянова? Нарколог – о том, как ошибки родных и...

Кто убил Дмитрия Марьянова? Нарколог – о том, как ошибки родных и халатность ребцентра привели к катастрофе

«А вы не убьете его, как Дмитрия Марьянова?» – с таким вопросом от родственников больного сталкивалось большинство наркологов Москвы. Известный актер театра и кино Дмитрий Марьянов умер по дороге из реабилитационного центра «Феникс» в больницу – эта трагедия вызвала огромный скандал и вот уже несколько лет отбрасывает тень на всю сферу наркологии. Что же на самом деле произошло с Марьяновым, и кто виноват в его гибели? Разбирается главный психиатр-нарколог клиники “Первый шаг” Василий Шуров.

С чего все началось? Алкоголизм и тромбоз

Дмитрий Марьянов был выдающимся актером театра и кино России. Но, к сожалению, его здоровье оставляло желать лучшего.

Летом 2016-го – за год до трагедии – в центре нейрохирургии у актера обнаружили множественные тромбы в сосудах ноги. Планировалась операция, но у Дмитрия был насыщенный рабочий график. Поэтому до прохождения полноценного лечения – во избежание риска тромбоэмболии – больному установили кава-фильтр.

Это устройство более известно как «ловушка для тромбов». Его помещают в просвет нижней полой вены, после чего фильтр начинает задерживать крупные тромбы, не давая им попасть в правые отделы сердца и легкие во избежание мгновенной смерти от тромбоэмболии.

Источник: Яндекс-картинки

Источник: Яндекс-картинки

Врачи поставили Марьянову условие – он должен явиться к ним через несколько месяцев, чтобы удалить фильтр и решить вопрос с полноценной операцией. Но, получив «временное лекарство», Дмитрий проигнорировал предписания врачей. Этому способствовали и плотный график работы, и тяжелая алкогольная зависимость.

В результате фильтр начал врастать в сосудистую стенку и оброс соединительной тканью. И когда актер дошел до врачей, удалить устройство не получилось. Поэтому медики назначили пациенту альтернативное лечение – серьезные антикоагулянты и антитромботические препараты, компрессионный трикотаж нижних конечностей.

Однако Марьянов снова проигнорировал требования врачей. Вместе с этим, его алкоголизм усугублялся. Он уходил в продолжительные запои, сбегал из дома ради спиртного.

Это была первая ошибка – ее допустил сам актер.

Госпитализация в ребцентр

И вот, прошел год. Жена Марьянова окончательно устала от алкоголизма мужа. И подвернулся «удачный» случай – она встретила знакомого, который порекомендовал отправить Марьянова в один реабилитационный центр, который этому самому знакомому помог избавиться от зависимости. Друг дал женщине контакты главы центра «Феникс» Оксаны Богдановой и вызвался самостоятельно отвезти мужчину на лечение. В итоге актера принудительно поместили в реабилитационный центр.

Источник: Яндекс-картинки

Источник: Яндекс-картинки

И это была вторая ошибка – ее допустила родственница зависимого.

Конечно, супругу можно понять. Она устала от постоянной алкоголизации близкого человека, от его агрессивного неадекватного поведения и побегов из дома. Поэтому схватилась за первую же соломинку, не разобравшись в теме и не изучив варианты.

Лечение в реабилитационном центре

А с момента отправки Марьянова на лечение начинаются фатальные ошибки самих сотрудников наркологического центра «Феникс».

Лечение без детоксикации и обследований

Запойного алкоголика поместили сразу в реабилитационный центр, минуя все необходимые предварительные процедуры.

Пациент не прошел детоксикацию – комплексное очищение организма от алкоголя и продуктов его распада. В результате токсичные вещества в крови продолжали негативно влиять на работу его нервной системы и внутренних органов.

Пациент не прошел комплексное обследование. Перед отправлением в ребцентр каждый нарколог назначает пациенту комплексную диагностику. Важно изучить медицинскую историю пациента, состояние его печени, почек, сосудов, центральной и периферической нервной системы, органов ЖКТ – ведь у больного могут быть хронические и приобретенные на фоне зависимости заболевания, которые необходимо учитывать при составлении программы лечения.

Мнение доктора:

Это грубейшая ошибка, допущенная центром «Феникс». Любой врач даже при внешнем полноценном осмотре Марьянова заметил бы у него увеличенный диаметр ноги и предположил бы тромбоз. Пациенту бы назначили анализ свертываемости крови, УЗИ сосудов, обнаружили бы вросший и уже неисправный кава-фильтр.

По сути, человека с серьезной сердечно-сосудистой патологией и осложнениями на фоне зависимости поместили в стандартный реабилитационный центр без профессионального медперсонала.

Рядовые сотрудники заведения – волонтеры и консультанты, прошедшие в прошлом лечение зависимости, в лучшем случае с психологическим образованием. Старшие сотрудники заведения – директор центра без медицинского образования и приходящий по необходимости врач.

Сама директор Богданова в последующих интервью отмечала, что центр «Феникс» не является медицинской организацией.

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Лечение без мотивации

Марьянов попал в центр принудительно – что само по себе грубое и даже незаконное нарушение. С ним не проводилась предварительная мотивационная работа, он не был готов к прохождению психосоциальной реабилитации, которая требует искреннего участия самого пациента в процессе выздоровления.

В результате реабилитационный центр стал для актера источником сильного стресса. Мужчина пытался вырваться из заведения, планировал побеги, передавал через окончивших лечение пациентов записки с просьбами о помощи, вел себя агрессивно.

Фатальная халатность персонала «Феникса»

И, наконец, мы приходим к наиболее грубым и опасным ошибкам сотрудников центра.

Эпилептический припадок

В первый же день в «Фениксе» у Марьянова случился эпилептический приступ, генерализованные судороги. И, вместо того, чтобы отправить соматического пациента в больницу или хотя бы вызвать невролога для оценки ситуации, сотрудники просто вкололи мужчине препарат с противосудорожным и успокаивающим действием.

Делирий

После купирования приступа пациент был переведен на второй этаж центра, где размещались другие больные. Там выяснилось, что у Марьянова нарушен сон и спутано сознание. Он путался в том, как его зовут, сколько ему лет. В его теле все еще были токсичные метаболиты алкоголя, его резко выдернули из запоя. Его состояние неуклонно двигалось к алкогольному делирию – белой горячке.

Сначала сотрудники центра пытались купировать возбуждение медикаментами, позже – перевели актера на нижний административный этаж и продолжили терапию там.

И на этом моменте информация о происходящем становится обрывочной.

Со слов сосудистого хирурга, который интерпретировал результаты вскрытия, у Марьянова окончательно забился кава-фильтр. Это вызвало нарушение оттока крови от нижних конечностей, рост давления, надрыв сосудистой стенки – и внутреннее кровотечение.

При этом кровотечение было не профузным – то есть настолько сильным, что человек практически мгновенно умирает. Кровь вытекала из сосуда постепенно, порциями.

У Марьянова начались скачки артериального давления – их отметили консультанты центра. При этом больной жаловался им на слабость и боли.

Казалось бы, нужно срочно везти пациента в специализированную клинику, но работники «Феникса» ограничились звонком в скорую помощь в первой половине дня.

И снова грубая ошибка – сотрудники центра умолчали диспетчеру о тяжести состояния больного.

Первая половина дня, частный дом в одном из поселков Подмосковья, жалобы пациента – на боли в спине и ноге, скачки артериального давления. Диспетчер отправила Марьянова в очередь на ожидание.

Сокрытие фактов от родственников

Примечательно, что все время нахождения Марьянова в центре его директор Оксана Богданова поддерживала связь с женой актера. Успокаивала ее, не сообщала о жалобах и тяжести состояния мужчины. Давила на болевые точки:

«Если заберешь – снова сбежит, не поймаем, продолжит пить»

Даже когда состояние Марьянова кардинально ухудшилось, жена была в неведении.

Оксана Богданова в зале суда. Источник: Яндекс-картинки

Оксана Богданова в зале суда. Источник: Яндекс-картинки

Смерть, обвинения и суды

Скорая доехала до реабилитационного центра лишь вечером. По пути в районную больницу Дмитрий Марьянов скончался.

Источник: Яндекс-картинки

Источник: Яндекс-картинки

Разразился скандал. Начались обвинения и «переводы стрелок». Пострадала диспетчер скорой, которая принимала первый звонок из центра и приняла решение об отсрочке на фоне крайней перегруженности скорой помощи.

Директору «Феникса» Оксане Богдановой дали условный срок в 3 года. Она не признала свою вину и напирала на тот факт, что «Феникс» – не медицинская организация.

Мнение доктора Шурова

У нас страна стрелочников. Всегда найдем, кого публично «выпороть».

Но нужно развивать критическое мышление. Ситуация с Марьяновым похожа на Титаник – целая совокупность факторов и ошибок привели к катастрофе.

Стоит ли на основе этой трагедии ставить клеймо на всей сфере наркологии в России? Конечно же, нет.

Стоит ли внимательнее относиться к выбору места и методов лечения зависимого родственника? Безусловно.

Работа над ошибками

Что делать, если ваш родственник – алко- или наркозависимый?

1. Обратиться к наркологу. Не к психологам «по совету друга», а к профильному специалисту по химической зависимости. Если родственник отказывается – прийти на консультацию самостоятельно. Врач оценит ситуацию, расскажет о том, какие мотивационные мероприятия нужно провести, и какие есть варианты терапии.

2. Провести все необходимые предварительные процедуры. Да, положить родственника сразу в ребцентр – очень заманчивое решение, особенно когда вся семья максимально измотана. Но легких и быстрых путей в лечении серьезного психофизиологического заболевания нет. В обязательном порядке нужно пройти детоксикацию и комплексное обследование пациента в наркологической клинике с привлечением смежных специалистов (кардиолог, гастроэнтеролог, невролог и т.д.). Обязательно провести мотивационные работы.

Если кто-то убеждает вас, что все эти меры не важны, и их можно пропустить – смело разворачивайтесь и ищите других специалистов.

В стандартных реабилитационных центрах нет реанимации. Эти заведения направлены на работу с психосоциальными нарушениями, на терапию психологических травм и деструктивных убеждений, которые заставляют человека принимать яд. Пациент может попасть туда только в том случае, если его физическому здоровью ничто не угрожает.

Кто приносит наибольший вред зависимому?

1. Он сам – своим решением пойти по дороге зависимости и игнорировать проблемы со здоровьем.

2. Родственники – своим нежеланием критически оценить ситуацию, потворством поведению больного, незнанием и нарушением принципов жесткой любви.

3. Недобросовестные специалисты – своим нежеланием проводить масштабную комплексную работу, халатностью, умалчиванием важных данных перед родственниками пациента.

Источник:https://zen.yandex.ru/media/id/5e5e195e23f6716bacbc570a/kto-ubil-dmitriia-marianova-narkolog–o-tom-kak-oshibki-rodnyh-i-halatnost-rebcentra-priveli-k-katastrofe-61e9668b8cd6ab17ebd112b5?&

Ютуб: Кто убил ДМИТРИЯ МАРЬЯНОВА: настоящая причина смерти актёра | ЛЕЧЕНИЕ АЛКОГОЛИЗМА с риском для жизни https://youtu.be/kiRFwuYi4yI