Домой Новости Кодирование от алкоголизма: 5 главных мифов. Комментирует нарколог

Кодирование от алкоголизма: 5 главных мифов. Комментирует нарколог

Кодирование от алкоголизма — одна из наиболее востребованных услуг в сфере наркологии. При этом вокруг нее сформировалось множество нездоровых заблуждений. Главный врач и психиатр-нарколог Василий Шуров объясняет, каким бывает и как работает кодирование от алкоголизма, и развенчивает самые распространенные мифы о нем.

Что такое кодирование от алкоголя и как оно работает? Виды

Для начала разберемся, что же вообще такое кодировка от зависимости?

Кодирование — это процедура, которая помогает подавить влечение зависимого к алкоголю или другим видам наркотиков, сделать прием психотропного вещества бессмысленным.

Кодирование от алкоголизма делится на 2 вида: психотерапевтическое и медикаментозное.

Психотерапевтическое кодирование

Это кодирование при помощи внушения: психотерапевт погружает пациента в трансовое состояние и формирует у него стойкие подсознательные установки против зависимости.

Есть 2 вида психотерапевтического кодирования:

  • Эриксоновский гипноз. Эту технику еще называют «мягким» гипнозом: психотерапевт погружает пациента в легкое трансовое состояние при помощи наводящих вопросов, развивает и фиксирует в подсознании желание отказаться от алкоголя, вести трезвый образ жизни. Эриксоновский гипноз эффективен на ранних этапах развития алкоголизма.
  • Метод Довженко. Другие название методики — эмоционально-стрессовая терапия. В процессе гипноза специалист внедряет в подсознание пациента категоричную установку «алкоголь — это смерть», связывает восприятие алкоголя со всеми опасными последствиями употребления.

Медикаментозное кодирование

Суть метода — введение пациенту препарата-блокатора, который делает прием алкоголя бессмысленным и дискомфортным для зависимого.

Главное действующее вещество в таких препаратах — Дисульфирам (торговые названия — Торпедо, Эспераль). Он блокирует выработку фермента печени ацетальдегиддегидрогеназы.

Этот фермент должен «работать» на том этапе, когда этиловый спирт расщепляется до ацетальдегида — крайне токсичного для организма вещества (именно с ацетальдегидом связаны болезненные симптомы алкогольного отравления и похмелья). Фермент расщепляет этот токсин на воду и углекислый газ.

Но благодаря препарату-блокатору фермент не вырабатывается в нужном количестве. Поэтому прием алкоголя вместо удовольствия от опьянения вызывает лишь неприятные симптомы отравления: головную боль, тошноту и рвоту, скачки артериального давления. Так кодирование делает алкоголь бессмысленным и даже опасным для зависимого.

Препарат-блокатор можно вводить двумя способами:

  • Укол. Это инъекция в мягкие ткани (обычно под лопатку). Гель задерживается в тканях и постепенно проникает из них в кровоток, активируя эффект блокатора. Действие укола обычно длится 1–3 месяца, в зависимости от скорости метаболизма зависимого. Кодирование уколом можно проводить дома и в клинике.
  • Вшивание. Это «подшивка» от алкоголя. Пациенту хирургическим путем внедряется капсула с Дисульфирамом. Стенки капсулы постепенно рассасываются, препарат-блокатор попадает в кровоток. Кодирование-подшивку проводят только в клинике, а срок действия зависит от объема капсулы, в среднем от 3 месяцев до нескольких лет.

5 главных мифов о кодировании

А теперь разберем главные стереотипы, которые сложились в обществе вокруг процедуры кодирования.

Миф №1: «Кодирование — это быстрое лечение алкоголизма»

Большинство зависимых и их родственников относятся к кодированию как к «волшебной таблетке»: прошел гипноз, сделал укол или подшивку, и все, больше не алкоголик. Но это не так.

Алкоголизм — комплексное психофизиологическое заболевание. Его корень — это психологическая тяга к алкоголю на фоне деструктивных мыслительных установок, поведенческих моделей, психологических травм, низкой стрессоустойчивости и недостатка самоконтроля.

Алкоголь для зависимого выступает лишь способом закрыть потребность:он становится успокаивающим и снотворным, допингом для беспричинной радости, смелости и раскрепощенности, возможностью уйти от реальности. И пока эти эмоциональные и мыслительно-поведенческие корни зависимости продолжают влиять на человека, он будет пить — или искать замену, «переключаться» на другой вид наркотика.

Поэтому для полноценного лечения зависимости нужна комплексная программа психосоциальной реабилитации, работа с психотерапевтом и готовность самого пациента к внутренним изменениям.

А кодирование — это своеобразное подспорье, первый шаг на пути к полноценному выздоровлению. Да, на ранних стадиях зависимости кодировка может стать самостоятельным решением для пациента. Но в большинстве случаев она выступает ограничивающим фактором, который помогает защитить человека от срыва на первых этапах комплексного лечения.

Миф №2: «Человека можно закодировать насильно»

Многие родственники зависимых обращаются к наркологам с просьбой:

Давайте мы его вам насильно привезем, а вы его закодируете?

Но это невозможно сразу по двум причинам:

Незаконно. Принудительное лечение — включая кодирование — по Закону РФ «О психиатрической помощи» проводится только по решению суда. Во всех других случаях это невозможно — даже если человеку очень плохо и его родственники просят помочь.

Неэффективно. Лечение алкоголизма — это прежде всего работа с деструктивными мыслительно-поведенческими установками и психологическими проблемами, которые спровоцировали зависимость. Чтобы преодолеть эти факторы, у зависимого должна быть мотивация к работе над собой, готовность меняться. Принуждением этого не добиться.

Миф №3: «Кодирование меняет психику и личность»

Зависимые часто объясняют отказ от кодирования тем, что процедура может «отупить», сделать человека безвольным и апатичным, спровоцировать депрессивное состояние, или вовсе вызвать вспышки раздражения и агрессии.

На самом деле кодирование так не работает. Ни медикаментозное, ни гипнотическое кодирование не влияют на эмоциональный фон и эмоционально-поведенческий самоконтроль.

А вот алкоголь — влияет. В процессе длительного\регулярного употребления этанола работа центральной нервной системы нарушается.

Пока зависимый продолжает пить, проявление этих нарушений кажется естественным: алкоголик слишком веселый, потому что выпил, а теперь раздражен и депрессивен, потому что испытывает похмелье или ломку.

И многие зависимые ожидают, что после кодировки будут сразу же чувствовать себя хорошо. Но даже после детоксикации (обязательного очищения организма от алкоголя перед любым видом кодирования) и какое-то время после процедуры работа нервной системы остается нестабильной. Быстрее преодолеть эти нарушения помогает комплексное лечение: прием симптоматических медикаментов и психотерапия.

Что же касается апатичного состояния и «изменения личности» — в ходе лечения зависимости пациенты часто чувствуют растерянность. Нарушается привычный образ жизни, нераздельно связанный с употреблением алкоголя наедине с собой или в компаниях соупотребителей. Нужно время и работа с психотерапевтом, чтобы пациент мог адаптироваться к здоровой трезвой жизни.

Миф №4: «После кодирования человек начинает пить еще больше»

Зависимые начинают пить после кодирования, если они изначально восприняли кодировку как «панацею от алкоголизма» и отказались от полноценного лечения с психосоциальной реабилитацией.

И когда алкоголик срывается после длительного воздержания, зависимость действительно может усугубиться. Но это связано не с самим кодированием, а с особенностями срыва.

Для зависимого сорваться — значит сдаться, потерпеть неудачу. Каждый срыв подрывает и без того нездоровую самооценку пациента, вызывает болезненные чувства вины и стыда, приступы самобичевания, отвращение к себе. Именно эти факторы усиливают пьянство: из-за срыва зависимый еще сильнее нуждается в алкоголе, чтобы уйти от реальности, в которой он снова «проиграл». Поэтому в случае срыва очень важно обращаться за помощью к наркологу и психотерапевту, чтобы как можно быстрее восстановить здоровую работу психики.

Миф №5: «Кодирование бесполезно, если человек не поддается внушению»

Это убеждение оправдано лишь отчасти. Действительно, психотерапевтические методы кодирования не срабатывают при низком уровне внушаемости: именно поэтому перед проведением таких процедур пациенты проходят обязательные тесты. Но медикаментозное кодирование работает на всех, потому что не связано с гипнозом и влияет на ферменты печени.

Источник:https://dzen.ru/a/Zc9AV4dTxQpsHXol