Домой Новости Игромания и лудомания – в чем разница и сходство? Симптомы, последствия, грань...

Игромания и лудомания – в чем разница и сходство? Симптомы, последствия, грань нормы – рассказывает психиатр

Понятие «игровой зависимости» многие трактуют по-разному. Для одних это – зависимость от компьютерных и телефонных игр. Для других – зависимость от азартных увлечений (игровые автоматы, карточные игры, казино, ставки). Кто прав, и какие есть сходства и различия у этих состояний? Рассказывает психиатр-нарколог  Василий Шуров.

Игромания и лудомания – что это?

Игромания – это зависимость от процесса цифровой игры – на компьютере, смартфоне и другом гаджете. Именно ее правильно называть «игровой зависимостью».
Лудомания – это зависимость от азартных игр с перспективой финансового выигрыша (карты, казино, ставки и т.д.).
Тем не менее, сейчас некоторые эксперты относят игроманию к подвиду лудомании. Чем это обосновано – объясняем дальше.

В чем сходство между игроманией и лудоманией?

Эти две патологии имеют ряд весомых сходств:

Проявления зависимости

И игромания, и лудомания – вариации нехимической зависимости со схожими симптомами:

Уход от реальности. И заядлый геймер, и азартный игрок бегут из непривлекательной реальности в мир грез. Просто для геймера это – красочная виртуальная реальность, где есть все необходимое для ощущения собственной значимости, ловкости и навыков. А для игромана это – яркие надежды на внезапный финансовый успех, который решит все жизненные проблемы.

Анозогнозия. Любая зависимость сопровождается отказом признавать болезнь. Критическое мышление подавляется, человек теряет ситуационный и количественный контроль – игра всегда стоит выше насущных дел, планов, социальных и даже физических потребностей.

Игроман проводит бессонные ночи за любимой игрой, может даже долгое время сдерживать банальное желание сходить в уборную, чтобы не отвлекаться от процесса.
Лудоман тратит деньги на ставку, даже если это последние средства, необходимые для оплаты еды и крыши над головой.
Игроман убеждает окружающих, что с ним все в порядке – это просто игра, он контролирует ситуацию.
Лудоман убеждает окружающих, что его увлечение – это не глупость, а серьезный способ заработка. У него не зависимость, а план обогащения.

Аддиктивное поведение. Игроман и лудоман постоянно думают о своем увлечении. Им сложно сосредоточиться на других делах. Они ищут любую возможность для возвращения к игре, даже если это вредит социальной жизни, работе и учебе, физическим потребностям. Если же возможности совсем нет, в ход идут заменители:

В отрыве от компьютера игроман сидит на форумах игроков, читает статьи о прохождении игр или смотрит летсплеи (видео и прямые эфиры с записями процесса игры других людей).
В отрыве от азартных игр лудоман продумывает выигрышные комбинации и способы привлечения удачи (счастливые дни, правильная одежда, игровые ритуалы и т.д.).

Психологическая ломка. При вынужденном отказе от предмета зависимости и игроман, и лудоман могут испытывать видимые симптомы психологической ломки: повышенная тревожность, раздражительность и агрессивность, нарушения сна и питания.

Источник: Яндекс-картинки

Невозможность бросить самостоятельно − иллюзия контроля

Довольно часто патологические игроки пытаются отказаться от своего увлечения – на фоне физических, психологических, социальных и финансовых последствий.

И поначалу это действительно удается – человек путем неимоверного усилия воли несколько раз отказывается от игры, даже когда внешние факторы ей способствуют и не угрожают другим сферам жизни.

И в этот момент большинство зависимых попадают в ловушку иллюзии контроля. Как только им удается один или пару раз отказаться от игры, им кажется, что они перебороли зависимость и вернули себе ситуационно-количественный контроль. Обычно после этого осознания происходит срыв:

Я же теперь могу себя контролировать, так что можно сыграть разок!

Но контроля все еще нет. Есть лишь сильный страх перед последствиями, который временно помогал сдерживаться усилием воли. И как только человек возвращается к игре, она его затягивает. Происходит рецидив.

Финансовая мотивация

Раньше жажда финансовой награды была присуща лишь азартным игрокам. Но, к сожалению, сегодня положение изменилось.

Благодаря интернету индустрия компьютерных игр смогла монетизировать не только продажу своих виртуальных продуктов, но и сам процесс игры. Если раньше соревновательный эффект тешил лишь эго, то теперь игроки могут тратить реальные деньги на различные элементы игры (оружие и одежду персонажей, технику, дополнительные возможности) и проводить куплю-продажу этих элементов между собой.

Это очень выгодный бизнес для производителей, ведь теперь рекламировать можно не только удовольствие от игры, но и весомые жизненные ценности:

«Купи этот элемент. С его помощью ты сможешь выиграть в новых сражениях и получить трофеи. Их ты перепродашь другим игрокам − «отобьешь» свое вложение и даже заработаешь!»

Более того, с приходом кибер-спортивных соревнований многие молодые люди стремятся в индустрию игр именно ради будущего финансового успеха:

«Эта игра – не просто забава! Она сделает меня богатым и знаменитым. Я натренируюсь, попаду в топовую команду, выиграю соревнование, получу приз, меня будет поздравлять президент страны!»
Источник: Яндекс-картинки

Различия между лудоманией и игроманией

Разберем и отличительные особенности этих двух видов зависимости:

Мотивация к зависимости

Все же, несмотря на последние нововведения в индустрии компьютерных игр, основная мотивация геймеров – это удовольствие от самого процесса игры, а также от «бегства» из реального мира в красочную виртуальную реальность.

В то время как азартный игрок полностью нацелен именно на конечный результат процесса. Он воспринимает игры как способ заработка, планирует разбогатеть − и решить тем самым проблемы своей реальности. У каждого азартного игрока есть иллюзорная стратегия:

В конце концов, я выиграю большую сумму, которая сможет покрыть все прежние убытки и позволит зажить комфортно и успешно.

Но, к сожалению, на практике это не работает. Даже если человеку везет, и он выигрывает большие деньги, зависимость от азарта и низкий самоконтроль не позволяют ему сохранить эти средства.

История из практики врача:

От пациентов с лудоманией мы нередко слышим истории о крупных и глупо растраченных выигрышах. Получил больше миллиона, решил, что наконец поймал удачу за хвост, начал делать более рисковые ставки – и в итоге не только потратил весь выигрыш, но и ушел в минус в попытке отыграться.

При этом в дальнейшем лудоман помнит именно приятный опыт выигранного миллиона, а не его быструю потерю. Удачные выигрыши в прошлом подстегивают его к новым ставкам, он пытается вернуть упущенные шансы.

Источник: Яндекс-картинки

Развитие зависимости

К азартным развлечениям люди обычно приходят уже во взрослом возрасте – например, по предложению товарищей.

При этом лудоманами нередко становятся вполне успешные люди с хорошим образованием, престижной работой. «Горе от ума» − они считают, что все контролируют, все знают, и могут «обмануть систему», компенсируя свои вложения.

А вот порог вхождения в игроманию более низкий.

Зачастую она начинает развиваться уже с детского возраста. И в большинстве случаев путь к игромании прокладывают сами родители. Они покупают ребенку первый смартфон, планшет, компьютер.

У них даже есть разумные обоснования такой покупки:

Развитие и обучение. Первые гаджеты всегда покупаются «на пользу» ребенку. Родители устанавливают разнообразные обучающие и развивающие игры, приложения.

Но, освоившись с устройством, ребенок довольно быстро находит для себя более притягательные и легкие развлечения – социальные сети, игры.

Безопасность ребенка. И речь здесь не только о дистанционной связи. Гаджет выглядит как выгодный компромисс – ребенок чем-то увлечен, при этом он остается на виду, дома, в безопасности. Старшие устанавливают на устройство функцию «родительского контроля» и полностью успокаиваются.

Но и здесь есть подводные камни. Во-первых, дети довольно быстро разбираются с «родительским контролем» − в сети есть сотни видео о том, как его отключить. Во-вторых, предоставленный сам себе в сети, ребенок становится уязвимой мишенью для мошенников и прочих недоброжелателей.

Удобство родителей. Смартфон также покупается с целью отвлечь и занять ребенка, чтобы он не мешал родителям. Это очень удобно: ребенок взял в руки гаджет и «исчез» на несколько часов.

Источник: Яндекс-картинки

Последствия такого решения тоже катастрофические. Родители буквально снимают с себя ключевые воспитательские полномочия и передают их гаджетам.

Они проводят с ребенком все меньше времени, мало общаются, начинают играть в жизни малыша лишь практически-бытовые функции «Накормить-одеть-отвести в садик/школу». Семейная связь ослабевает. Родители лишают себя авторитета и доверия – ребенок самостоятельно находит себе новых кумиров и единомышленников, и именно к ним он идет за советом в трудную минуту.

А главное – родители не замечают, как увлечение разнообразными играми перерастает в стойкую зависимость. Они лишь видят, что «малыш чем-то занят», и бьют тревогу только тогда, когда это самое занятие начинает вредить разным сферам жизни ребенка.

Последствия зависимости

Лудомания и игромания влекут за собой характерные отличительные последствия:

Азартные игры в первую очередь сказываются на финансовом состоянии человека. Лудоман довольно быстро влезает в долги и разоряется. И уже этот фактор приводит к физиологическим и психологическим последствиям – у него недостаточно средств на важнейшие потребности, он крайне удручен своим безденежьем.

А компьютерные игры в первую очередь пожирают время:

Время развития. Ребенок формируется – он должен развивать свой мозг и тело, получать «софт скиллс» − множество мелких и полезных жизненных навыков. А вместо этого он тратит все свое время на игры, большинство которых не несут в себе какой-либо развивающей ценности.

Время активного досуга. Человек действительно сидит дома, на виду близких, в безопасности. Но он мало гуляет на свежем воздухе, не занимается какой-либо физической активностью. Результат – нарушения зрения, нарушения осанки, проблемы с сосудами, сопутствующий ущерб для центральной нервной системы в виде низкой стрессоустойчивости.

Источник: Яндекс-картинки

Время учебы и работы. Игра – всегда в приоритете. Дети и молодые люди игнорируют учебу – успеваемость снижается, количество прогулов увеличивается. Взрослые игроманы игнорируют работу, у них снижается работоспособность.

Время социального развития. Вместо активной реальной социализации – обучения общению с людьми, поиска новых знакомств, построения отношений – люди с головой уходят в виртуальный мир. Конечно, некоторые игроманы находят себе единомышленников именно там, но такие социальные контакты полностью завязаны на игру и не становятся ее альтернативой.

Время базовых потребностей. Игра отнимает время на полноценное питание, здоровый сон, − даже естественная нужда теряет право приоритета. Результат – масштабные проблемы с пищеварением, нарушения работы центральной нервной системы из-за хронического недосыпа и недостатка полезных питательных веществ.

Словом, если последствия в жизни азартного человека проистекают из нехватки финансов, то проблемы игромана – из критической нехватки времени.

Где граница нормы?

Сами по себе компьютерные и азартные игры – интересное и практически безвредное развлечение. Все зависит от того, есть ли у человека ситуационно-количественный контроль.

Компьютерные игры

Вариант нормы:

Человек выполнил все дела за день и решил приятно отдохнуть. Он сел поиграть в любимую игру – но ровно на то время, которое не навредит его режиму сна и питания.

Патология:

Человек отложил все дела «на потом», сел за любимую игру − и потерял счет времени. Он плохо ел, почти не спал, практически не двигался, не выполнил положенную ему учебную и рабочую нагрузку, или выполнил «вполсилы».

Азартные игры

Вариант нормы:

Семья или компания друзей запланировала яркий отдых с походом в казино. У них нет цели заработать миллион. Они просто хотят получить яркие эмоции и потратить определенное (заранее отведенное на это!) количество денег, посмотреть на индустрию изнутри. Возможный выигрыш люди потратят на развлечения. При проигрыше спокойно уйдут из казино – такой сценарий они заранее учитывают.

Патология:

Человек идет в казино с целью разбогатеть. Он полностью нацелен на результат, продумывает схемы игры, выполняет различные ритуалы, направленные на привлечение удачи. При выигрыше он входит в раж и тратит средства на очередные ставки. При проигрыше бурно и эмоционально реагирует, агрессивно относится к окружающим, занимает деньги, чтобы отыграться.

Хотя, конечно, даже к эпизодическому опыту компьютерных и азартных игр не стоит относиться беспечно. Зависимость развивается незаметно.

Источник:https://dzen.ru/a/Ycme_oI4YzUrejcD