Домой Новости «Ген алкоголизма»: как зависимость переходит из поколения в поколение? Объясняет психиатр-нарколог

«Ген алкоголизма»: как зависимость переходит из поколения в поколение? Объясняет психиатр-нарколог

«Да это все из-за плохой наследственности!», «Это генетика, что тут поделать!». Алкоголизм — одна из самых массовых проблем нашего социума, и она усугубляется: по последним данным, в России фиксируют рекордный рост алкоголизма за последнее десятилетие. При этом все чаще можно услышать о «гене алкоголизма» — каких-то особых факторах наследственности, которые приводят людей к употреблению и объясняют целые поколения зависимых. Главный врач и психиатр-нарколог Василий Шуров объясняет, насколько алкоголизм обусловлен генетикой, и какие еще факторы влияют на «наследственную» передачу зависимости.

Генетические факторы алкоголизма

Развитие алкоголизма действительно может быть отчасти связано с генетикой. Так, в 2020 году группа американских ученых изучила геном более 400 тысяч человек, и обнаружила 29 генетических факторов, которые могут влиять на развитие зависимости.

Например, есть отдельные гены, которые влияют на нашу чувствительность к этанолу (этиловому спирту), а также на нашу способность к эмоциональной саморегуляции.

  • Гены ADH и ALDH. Это гены, которые отвечают за выработку особых ферментов печени алкогольдегидрогеназы и ацетальдегиддегидрогеназы. Первый фермент превращает этанол (этиловый спирт в составе алкогольных напитков) в промежуточную фазу переработки — токсичное вещество ацетальдегид. А второй фермент перерабатывает это вещество в безопасную уксусную кислоту, которая выводится из организма. И то, насколько активны у человека оба эти фермента, влияет на степень и скорость опьянения, а также на скорость привыкания организма к алкоголю.
  • Гены GABRA2. Этот ген отвечает за кодирование рецепторов гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) — основного тормозного нейромедиатора нервной системы, который регулирует ее возбудимость. Алкоголь влияет именно на систему ГАМК, и от чувствительности ее рецепторов зависит и чувствительность человека к алкогольным напиткам.
  • Гены системы серотонина. Это ген SLC6A4 и другие гены, связанные с регуляцией уровня серотонина — нейромедиатора мозга, который регулирует наше настроение и поведение, стрессоустойчивость. При низком уровне серотонина человек хуже справляется с эмоциональной саморегуляцией при стрессе и с большей вероятностью может стать зависимым от алкоголя и других ПАВ.

По оценкам исследователей, генетическая предрасположенность к алкоголизму может достигать до 50–60%.

В этом случае и физическая, и психологическая зависимость от спиртного формируются более быстро и стойко. Но при этом особую роль в развитии зависимости играют психосоциальные факторы — они способны сформировать зависимость даже без конкретных генетических предпосылок. Это факторы, связанные с социальной средой обитания и особенностями воспитания человека.

Социальные факторы алкоголизма

Начнем с социальной среды. Здесь переплетаются сразу несколько важных факторов, которые могут подтолкнуть человека к зависимости.

  • Негативный пример родителей. Прежде всего, это семейная среда. Если родители сами регулярно принимают алкоголь, и\или без него никогда не обходится ни одно значимое мероприятие или отдых в семье, — ребенок закрепляет за алкоголем функцию регуляции настроения и «создания веселья». Ребенок также может начать копировать родительское поведение еще в очень юном возрасте — например, играть с друзьями в «застолье», чокаться стаканами.
  • Нормализация алкоголизма в социуме. На человека также может влиять и внесемейная среда — питейная культура в социуме как таковая. Например, у многих людей алкоголизм развивается на фоне регулярного выпивания на застольях, в компаниях друзей и коллег на выходных. Опять же, это проблема социокультурной установки «алкоголь = отдых и веселье».

Психологические факторы

Наконец, наиболее значимую роль в формировании алкоголизма играют деструктивные методы воспитания, которые могут передаваться из поколения в поколение.

Именно в детстве ребенок учится регулировать свои эмоции и поведение, справляться со стрессом, удовлетворять психоэмоциональные потребности. Но родители могут неосознанно мешать этому процессу.

Обесценивание эмоциональных потребностей. Риск развития алкоголизма выше у детей эмоционально закрытых и холодных, обесценивающих родителей. В этом случае ребенок развивается в условиях «запрета на эмоции» — деструктивной воспитательной модели, при которой любое проявление эмоций наказуемо и постыдно. В результате человек не учится знакомиться со своими чувствами и психоэмоциональными потребностями.

В детстве: Хватит реветь, соберись, не позорь меня! Не смейся так глупо, держи себя в руках! Нет, тебе не больно, не прикидывайся! Да не так уж это и грустно, не выдумывай! Твои переживания — это глупость, подрастешь — поймешь! Не приставай ко мне, отстань от меня, я занята!
Во взрослой жизни: Мне так больно и грустно, я не могу справиться с этими переживаниями, — и алкоголь помогает утешиться! Я сильно нервничаю, у меня большой стресс — и алкоголь помогает расслабиться!

Гиперопека и гиперконтроль. Еще один фактор риска в воспитании — чрезмерно опекающие и контролирующие родители. Особенно, если их забота и опека часто сопровождаются грубостью, строгими запретами, ультиматумами и эмоциональным шантажом. Дело в том, что уже в 12–14 лет подростки в норме начинают сепарироваться от родителей, формировать границы своего «Я», подвергать сомнению родительский авторитет. И это происходит на фоне гормональных изменений и повышенной эмоциональности, с которым подростку приходится адаптироваться. А на фоне гиперопеки и гиперконтроля подростковый алкоголизм часто становится формой радикальной сепарации, очевидного «бунта против родителей». Алкоголь в этом случае формируется в сознании человека как символ и атрибут «взрослости» — особенно, если сами родители употребляют. И этот символ человек может нести, как знамя, и во взрослой жизни.

Я теперь тоже взрослый! Я имею право употреблять алкоголь в компании своих друзей так же, как это делают родители!
Мы солидные люди, каждая наша встреча сопровождается дорогим коньяком и коллекционными винами.
Завышенные требования к ребенку. Следующий фактор риска — это нездоровые ожидания от ребенка у родителей, излишняя требовательность и критичность. В детстве закладывается фундамент ощущения самоценности и способность к самооценке у ребенка. Но если он вынужден постоянно «заслуживать» родительскую любовь, заботу, похвалу и поддержку какими-то достижениями или «правильным поведением», у ребенка формируется внешняя ориентация: нехватка чувства самоценности («я важен сам по себе») и нестабильная «плавающая» самооценка, которая зависит от мнения и критики других людей. В этом случае алкоголь становится способом снизить уровень социальной тревожности, расслабиться в обществе, почувствовать себя более уверенным, «войти в компанию».
Все мои друзья и коллеги выпивают. Если не буду с ними пить, буду белой вороной…
Я не могу почувствовать себя расслабленно в компании, теряюсь, стесняюсь. Но зато с алкоголем я ощущаю уверенность, могу знакомиться с новыми людьми, приглашать на свидания.

Насилие в семье. Наконец, риск алкоголизма в разы выше у детей из семей, в которых насилие было нормой: например, психологическое насилие (крики, насмешки, обесценивание, оскорбления, манипуляции) как инструменты общения, физическое насилие как инструмент воспитания и отстаивания своей правоты. В такой среде ребенок не получает базовое ощущение безопасности мира, наоборот — он ощущает угрозу даже в собственном доме. Это приводит к развитию невротических нарушений с повышенной тревожностью. И алкоголь, который воздействует на рецепторы «тормозящего» нейромедиатора ГАМК, помогает такому человеку справляться с постоянной фоновой тревогой, бессонницей и другими последствиями пережитого насилия.

Я не могу уснуть\успокоиться\расслабиться без алкоголя!
На фоне всех этих факторов лечение алкоголизма — комплексная задача: важно избавиться и от физической зависимости, и от психологической тяги к спиртному.

Источник:https://dzen.ru/a/ZvFybqHo_VuWWSZE