Здравствуйте! Большинство актёров хотя бы один раз за свою карьеру выходили на сцену «под градусом». Кто-то по воле обстоятельств, другие же – целенаправленно и принципиально делают это на регулярной основе. Есть и те артисты, кто на полном серьёзе уверен, что спиртное действительно помогает им лучше раскрыться, убирает зажимы и делает свободнее. Но страдает ли от этого зритель и почему некоторые артисты не могут признаться сами себе в алкоголизме?
Дорогие читатели, стереотип о том, что актёрская профессия самая пьяная довольно прочно укрепился. И хотя среди моих коллег огромное количество абсолютно непьющих людей, многие всё равно уверены что актёры пьют больше всех. Да и сами артисты, порой, так верят в этот стереотип, что даже начинают им гордится. Но актёрское пьянство – это очень страшная штука.
Некоторые артисты, с которыми я учился в театральном вузе, умудрялись из-за пары лишних бокалов испортить ещё не начавшуюся карьеру. Дерзость режиссёру, опоздания, срыв проб и дипломных спектаклей и многое другое. А вспять всё повернуть и исправить досадную ошибку бывает титанически сложно. Я и сам из-за весёлых загулов терял не мало ролей и возможностей, о чём сейчас очень жалею…
Я честно не знаю откуда пошёл этот стереотип об актёрском пьянстве. Когда я поступал в театральный вуз, половина моих родственников и друзей говорили мне: «Все актёры пьют! Аккуратнее там». Да и повторюсь – сами артисты обожают романтизировать актёрское пьянство. Только я поступил, а старшекурсники отправили меня в магазин за «беленькой» и весь вечер и половину ночи рассказывали байки и истории о различных приключениях актёров под градусом. И так они это задорно и с огоньком рассказывали, что я обрёл уверенность, мол, без бутылки не стать великим.
А потом я быстро понял, что отмечается буквально каждый актёрский шаг: премьера – отметили, снялся в кино – отметили, сдали прогон – отметили и так постоянно. Более того, когда меня утверждали на роли, продюсеры почти всегда подавали мне бокал. А ещё я стал замечать, что есть целая армия актёров, которые вообще не могут выйти на сцену или в кадр «на сухую».
И у каждого своя красивая и убедительная легенда на этот счёт. Один заслуженный артист мне рассказывал, что это его личная традиция, отработанная годами. Говорит, что если не выпьет перед спектаклем, то обязательно что-то с ним случится – забудет текст, врежется в декорацию или даже хуже. Он сам внушил себе какие-то страхи и на полном серьёзе оправдывает своё пьянство. У него целый ритуал – на гримёрном столике перед спектаклем лежит текст роли, налитая стопка и нарезанные закуски. Он садится, приглушает свет, включает классическую музыку и ровно за минуту перед третьим звонком выпивает.
Другой артист клянётся, что без ста граммов он зажатый и стеснительный. Третий уверяет всех и самого себя, что голос его после рюмки звучит лучше и бархатнее. Но самый мне запомнившийся случай был, когда я работал в театре кукол (я там играл в одном спектакле, как приглашённый артист). Актёр мне сказал, что ненавидит свою работу и если бы не «беленькая», давно бы сделал что-нибудь страшное с собой или партнёрами.
Такое, к сожалению, сплошь и рядом. И самое интересное для меня то, что актёры берут пример с более знаменитых коллег. Когда я учился в институте, у нас была очень популярна история о Константине Хабенском и Михаиле Пореченкове. Её рассказывали друг друг все студенты, по-разному, раскрашивая её подробностями. Так вот, Хабенский и Пореченков однокурсники и лучшие друзья. Одно время про них и их весёлые загулы ходили легенды. А студенты и молодые артисты равнялись на них – успешных знаменитостей и считали нормой такое поведение.
Давным давно, в 2002 – ом, после премьеры в МХТ им. Чехова они отмечали в театре и хорошенько перебрали. Они тогда играли в антрепризе «Смерть Тарелкина» в Петербурге и на следующий день должны были оказаться в Питере. Но организаторы купили странные билеты на самолёт и актёрам пришлось долго лететь с пересадкой в Минске.
Они и так садились в самолёт «весёлые» после премьеры, так ещё почти 20 часов в пути и, по рассказам Хабенского, во время пересадки ещё хорошенько добавили. В итоге, картина по прилёту была следующая: до спектакля 10 минут, Андрей Краско, который играл самого Тарелкина, носится по театру с матами и жутко нервничает – Хабенского и Пореченкова нет. Потом на служебный вход заходит, изрядно покачиваясь, Константин. Видя его состояние, Краско кричит в гневе: «Это (матное слово, созвучное с пушистым зверьком)!» А Хабенский улыбнулся и тихо ответил: «Нет, вот это (такое же слово)!» и после этих слов монтировщики вчетвером заносят Пореченкова, который не мог даже стоять на ногах.
Спектакль задержали на пол часа, кое-как привели в чувства артистов, отпаивали их крепким чаем и всё-таки начали играть. Хабенский в интервью Дудю (иноагент) рассказывал, что он перепутал тогда половину текста, говорил «на папуасском языке», выходил и уходил не туда и не тогда, когда надо. А главное – не сказал свой самый главный монолог, чем полностью поменял суть спектакля. Но главное – и Хабенскому, и Пореченкову жутко стыдно за тот спектакль. Он стал для них окончательным сигналом что пора завязывать. И, как говорит Хабенский, с тех пор он ни разу не позволял себе ни грамма до спектакля.
Но эту историю с упоением и романтикой пересказывают друг другу актёры, как и другие подобные. Конечно, будучи студентом, я посмеялся над ними и сам пробовал играть в таком же виде пару раз. Но сейчас мне совершенно не смешно.
Каждый раз, когда слышу подобное, становится очень жаль зрителя. Люди купили билеты (весьма не дешёвые), пришли в вечерних нарядах, хотят отдохнуть и насладиться искусством, а видят пьяного актёра, который путает текст и не стоит на ногах.
К сожалению, это частое явление и особенно на гастролях. Я сам из маленького городка, куда часто приезжают московские антрепризы. Моя мама любит театр и иногда ходит на приезжих. Она несколько раз уходила разочарованная, причём, в хороших артистах. Говорит, что невооружённым глазом видно – под градусом. Почему-то, некоторые артисты думают, что в провинции люди ничего не понимают и для них можно особо не стараться, да ещё и залить глаза перед выходом. Вспоминаю и свои гастроли и как многие мои коллеги будто с цепи срываются вдали от дома.
Дорогие читатели, как я уже сказал выше, многие актёры оправдывают своё выпивание перед спектаклями и съёмками разными отговорками. На съёмках, например, очень популярно пить «для согреву». Снимаем лето зимой и половина артистов «весёлые». Хотя лучше горячего чая, пледа и тепловой пушки, на мой взгляд, ничего не согреет. Так вот, многие артисты уверены, что зритель не замечает их состояния, что «беленькая» только помогает их экранному или сценическому образу и т.д. Но разве это так?
Замечали ли вы в театре или кино артистов в неподобающем состоянии? Как на это реагировали? И самый главный вопрос – вы осуждаете актёрское пьянство, если оно не вредит спектаклю, фильму, партнёрам? (Как любят говорить актёры: «Что от одной рюмки будет?!» Спрашиваю, потому что многие коллеги меня уверяют, мол, зрителю даже веселее, когда в спектакле что-то идёт иначе.
Да, Хабенский с Пореченковым больше не позволяют себе такого поведения, но другие артисты и даже очень известные продолжают «готовиться» к спектаклям и «греться» на съёмках.
Источник:https://dzen.ru/a/ZSvyQGYXzH1U5pw4