Влияние алкоголя на коронавирус мы уже рассматривали на страницах этого сайта. Теперь настала очередь табака.
История эта началась тогда, когда эпидемия COVID-19 в Китае только разворачивалась, а в Европе фиксировались лишь единичные случаи заболевания. Именно в это время врачи из Уханьской больницы с удивлением обнаружили, что среди больных с COVID-19 почти нет курящих пациентов. Результаты их наблюдения были опубликованы в январе 2020 г. в журнале The Lancet и моментально привлекли внимание не только специалистов, но и далекой от медицины публики и потому были процитированы в СМИ почти всех стран мира. В нашей стране первым озвучил эти данные скандально известный публицист Александр Невзоров.
В своем первом пилотном исследовании китайские медики привели описание 41 пациента с COVID-19, где лишь одной строчкой в таблице указывалось на то, что среди больных курящими оказались лишь 3 (7%) человека.
В настоящее время китайскими врачами опубликованы результаты более 20 исследований, в которых оценивается связь заболеваемости COVID-19 с курением табака.
Все они в той или иной мере подтверждают обнаруженную ранее закономерность. Парадокс заключается в том, что китайцы
являются самой курящей нацией в мире: треть взрослого населения страны курит, а среди мужчин число курящих превышает 50%. Примерно такого распределения числа курящих и некурящих следовало бы ожидать в когорте больных COVID-19.
Китайские врачи ни в одной из публикаций не стали акцентировать внимание читателей на своей находке и делать многообещающие выводы, отчетливо понимая скандальность полученного результата.
Несмотря на присутствие в китайских публикациях массы новых интересных сведений, многие представители медицинского сообщества разных стран мира обратили внимание прежде всего на табачную фабулу и развернули проверочные исследования.
На сегодняшний день опубликованы результаты более 100 работ, затрагивающих эту тему. Наибольший резонанс получили исследования французских, израильских и английских медиков.
Первое проведенное во Франции исследование базировалось на опросе 343 пациентов, госпитализированных в больницу Pitié-Salpêtrière (Париж), и 139 человек с легкой формой заболевания, лечившихся дома. Оказалось, что среди лиц, лечившихся в больнице, средний возраст которых составлял 65 лет, курящими признали себя 15 (4,4%) человек. Среди амбулаторных больных (средний возраст 44 года) курили 7 (5,3%) человек. Между тем в возрастной группе 44–54 лет около 40% французов являются курильщиками, а в возрастной группе 65–75 лет курит от 8,8 до 11,3% людей (общее число курильщиков во Франции около 26%).
Иными словами, табакокурение у пожилых людей снижает риск заболевания COVID-19 более чем в 2 раза, а у людей среднего возраста – в 7 раз.
Чуть позже анализ данных Парижского объединения больниц «Assistance Publique-Hopitaux deParis» подтвердил полученные их коллегами результаты: среди 11 000 больных с коронавирусом курильщиками являлись лишь 935 (8,5%) человек.
В Израиле объектом исследования послужили пациенты крупнейшей в стране медицинской сети «Clalit», в структуру которой входят сотни поликлиник и стационаров. В исследование было включено 115 тыс. пациентов, прошедших тестирование на инфицирование коронавирусом, из которых 4 600 человек явились носителями вируса. Из их числа курильщиками оказалось 9,8% (451 человек) и курившими ранее 13,9% (639 человек). При этом 19% населения этой страны являются курящими. Авторы исследования приходят к заключению о том, что курение табака снижает риск инфицирования коронавирусом на 54%.
Недавно опубликованы результаты крупного популяционного исследования, проведенного в Великобритании, в котором были проанализированы медицинские карты более 8 млн человек в возрасте 20–99 лет с тяжелой формой COVID-19 (20% всех больных на тот период времени). Работа, помимо прочего, преследовала цель обнаружить связь риска заболевания COVID-19 с курением табака. Для этого все больные объединялись в группы: некурящие, курившие ранее, легкие курильщики (1–9 сигарет в день), умеренные курильщики (10–19 сигарет в день) и заядлые курильщики (20 сигарет в день и более). Оказалось, что риск развития тяжелой формы заболевания у заядлых курильщиков на 88% ниже, чем у некурящих. У умеренных курильщиков вероятность попасть в отделение неотложной терапии заболевания была снижена на 65%. Менее выраженный
защитный эффект выявлялся у легких курильщиков и куривших ранее.
Распространенность курения среди больных COVID-19 в США, по данным ряда публикаций в СМИ, составляет 3,6–5,1%, что более чем в 2 раза ниже распространенности курения табака в популяции. По статистическим выкладкам за 2018 г., в США курили 15,6% мужчин и 12,0% женщин.
Похожая ситуация и Великобритании, где среди пациентов с COVID-19 доля курящих составляет 5%, при том что общепопуляционный показатель распространенности курения оценивается в 14,4%. Сходные данные представлены и корейскими аналитиками.
В Российской Федерации исследований такого рода пока не проводилось. Однако наши медики активно обсуждают эту
тему в социальных сетях, о чем сообщает издание МКРУ. Сообщается, что два сосудистых хирурга из столичного медицинского центра еще в апреле 2020 г. заметили странную вещь. Пациенты с COVID-19, сообщают они, ведут себя весьма странно для больных сосудистого профиля, которые по большей части являются курильщиками.
Они спокойно сидят в палатах, на лифтах никуда не ездят, укромных мест не ищут, а в палатах и в холлах нет запаха табачного дыма. Обычно курящий пациент всеми правдами и неправдами (если он только не при смерти) находит способ покурить. Врачи опросили своих больных, и оказалось, что из 130 пациентов курят или были курящими 11 (8,4%) человек. Между тем, по данным Росстата, в России курению привержены 22,5% населения.
При анализе возможных механизмов профилактического эффекта курения высказывались разные предположения. Одно из них касалось присутствующего в табачном дыме ацетальдегида, который может денатурировать попадающий в дыхательные пути коронавирус.
Французские же медики предположили, что вирус первично проникает в клетки организма через н-холинорецепторы, локализованные вокруг рта и носа, а также через аналогичные рецепторы в клетки иммунной системы, кровеносных сосудов, сердечной мышцы и кишечника, нарушая при этом работу системы холинергической регуляции. Об этом, в частности, свидетельствуют потеря ощущений вкуса и запаха на начальных этапах заболевания, а также слабость, головокружение, нарушения работы сердца и кишечника. В соответствии с этим, они допустили, что никотин «затыкает» места проникновения коронавируса в клетки и потому может быть использован в качестве профилактического средства.
Проверка данной гипотезы была моментально осуществлена, и в июле 2020 г. в журнале MedRxiv появилась статья под названием «Никотиновая заместительная терапия как суррогат курения, риск госпитализации с COVID-19 и смертности от всех причин:
общенациональное когортное исследование во Франции».
Была использована национальная система данных, охватывающая все
население Франции, из которой отобрали 279 070 человек в возрасте 18–75 лет, получавших на протяжении последних 3 мес. никотинзаместительную терапию(лечение табачной зависимости препаратами никотина) (1-я гр.).
В группу сравнения включили 558 228 некурящих и не получавших никотин пациентов (2-я гр.). За 4 мес. наблюдения с диагнозом COVID-19 были госпитализированы 151 человек 1-й гр. и 496 человек 2-й гр. Иными словами, лица из 1-й гр. заболевали почти в 2 раза реже, нежели представители 2-й гр. Аналогичным образом риск перевода на искусственную вентиляцию легких или смерти у пациентов 1-й гр. был снижен на 57%. Вместе с тем смертность от
всех причин среди лиц, получавших никотинзаместительную терапию, была почти в 4 раза выше. Таким образом, французские
исследователи в очередной раз подтвердили, что курение даже после его полного прекращения с помощью никотинового пластыря или никотинсодержащей жевательной резинки резко повышает вероятность смерти от всех причин.
Тем не менее
было установлено, что действующим началом табачного дыма в отношении коронавируса является никотин. Последний, вводимый в организм как ингаляционно (в составе табачного дыма), так и иным способом, примерно в 2 раза снижает риск заболевания COVID-19.
Между тем заключение о позитивном влиянии табака на тяжесть и исход заболевания не нашло своего подтверждения в работах других авторов.
В ходе эпидемиологических исследований, проведенных в Китае, а затем в США и других странах, было отмечено, что у курящих пациентов значительно выше вероятность развития критических состояний, требующих агрессивного медицинского вмешательства. Например, в Китае среди пациентов с лабораторно подтвержденным диагнозом COVID-19 12,3% курящих нуждались в проведении искусственной вентиляции легких, или были госпитализированы в отделение интенсивной терапии, или умерли.
Среди некурящих таких пациентов было только 4,7%. Одновременно было установлено, что в легочной ткани курящих людей увеличено количество мишеней, на которые нацелен коронавирус, что повышает тяжесть заболевания и вероятность его осложнений вплоть до летального исхода. Из этого следует, что табачный дым и коронавирус являются по сути дела равнозначными провоспалительными стимулами, взаимоусиливающими друг друга.
Результаты метаанализа 19 работ, выполненных разными
исследовательскими коллективами (общее количество пациентов – 11 590), также подтвердили, что тяжелые случаи заболевания, критические состояния и смертельные исходы среди курящих случаются в 1,7 раза чаще, чем у некурящих больных.
Иными словами, в легочной ткани курящих людей увеличено количество мишеней, на которые нацелен коронавирус, что
повышает тяжесть заболевания и вероятность его осложнений вплоть до летального исхода. Из этого следует, что табачный
дым и коронавирус являются по сути дела равнозначными провоспалительными стимулами, взаимоусиливающими друг друга.
Резюмируя достижения научной мысли по теме COVID-19 и табак, можно констатировать следующее. К настоящему временинакоплен значительный арсенал клинических, эпидемиологических и экспериментальных данных, достоверно свидетельствующих о неоднозначном влиянии табачного дыма на заболеваемость и тяжесть протекания COVID-19. Причины такой неоднозначности, равно как механизмы защитного и патогенного влияния компонентов табачного дыма, активно и целенаправленно изучаются.
Реакцию паранаучной публики на информацию о способности табачного дыма препятствовать инфицированию коронавирусом несложно представить. Прослышав об этом, табачные фанаты ликовали от радости. Если раньше перечень позитивных эффектов курения ограничивался главным образом снижением риска болезней Альцгеймера и Паркинсона, а также снижением массы тела, то теперь обнаружилось, что табачный дым защищает и от COVID-19. В электронных СМИ, блогосфере и социальных сетях давались рекомендации, как защитить себя с помощью сигарет, а еще лучше путем использования сигар, трубки, кальяна, вейпов, жевательного табака и снюса.
Не менее эмоциональной и агрессивной была реакция противников табака, которые сходу отвергали данные о профилактическом действии табачного дыма. Похожая реакция последовала и от Всемирной организации здравоохранения(ВОЗ), которая в своих пресс-релизах подчеркивает, что «у курильщиков существенно повышен риск тяжелой формы заболевания и летального исхода», утверждая при этом, что «в настоящее время имеется недостаточно информации для подтверждения какой-либо связи между табаком или никотином с профилактикой и лечением COVID-19». Последнее неудивительно, поскольку эта организация является главным идейным лидером и организатором борьбы с табакокурением.
Наиболее мощным аргументом позиции ВОЗ является тот факт, что табак ежегодно уносит жизни более 8 млн человек во всем мире, из которых 7 млн случаев связаны непосредственно с употреблением табака и около 1,2 млн – с пассивным курением. При этом во всем мире за весь период пандемии от COVID-19 «отправилось в мир иной» менее 2 млн человек.
Остается надеяться, что продолжение исследований влияния табака на заболеваемость и тяжесть течения COVID-19 внесет полную ясность в этот непростой и волнующий многих вопрос. Весьма вероятно, что такие исследования позволят разработать новые средства профилактики и терапии COVID-19.
В. П. Нужный
г. Москва
Источник:http://r-n-l.ru/pdf/journal-nl/2021/nlj-2021-01.pdf Фото:http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/63/4186