Домой Новости Алкоголь в пайке британского моряка – с XVII до ХХ в.

Алкоголь в пайке британского моряка – с XVII до ХХ в.

В течение столетий матросы британского королевского флота выстраивались на палубе около полудня в ожидании адмиралтейской чарки. Но 40 лет назад этой традиции пришел конец.

31 июля 1970 года, в день, который вошел в историю флота под названием День черной чарки, в последний раз матросы следили, как солнце прошло над ноком реи и выдача рома перестала быть частью морских традиций.

Последнюю чарку подняли в честь королевы, после чего сосуды бросили за борт. Моряки надели в тот день траурные черные повязки, а в одном из центров подготовки были организованы торжественные похороны, когда за черным гробом шествовали барабанщики и флейтист.

“Это была настоящая смена эпохи, чертовски болезненная, – рассказывает коммандер Дэвид Оллсоп, который впервые попробовал чарку с ромом в 1955 году, еще когда был рядовым матросом. – Люди встретили её в штыки. Матросы были очень этим недовольны”.Выдача рома на корабле Royal Navy, период после Второй мировой войны.

Адмиралтейство пошло на отмену ежедневной выдачи рома в силу опасений, что матросы под воздействием спиртного не смогут на должном уровне управлять все более сложными системами вооружения и навигации.

Но к 1970 году этот ритуал полуденной выдачи боцманом восьмой части пинты (70 мл) рома, который разбавлялся водой для рядовых матросов, превратился скорее в повод для отдыха и общения.

“В мое время это была возможность пообщаться с друзьями в тихую минуту, – рассказывает коммандер Оллсоп. – Можно было угостить своей чаркой друга в знак благодарности за оказанную услугу”.

Былая слава

Однако далеко не всегда эта флотская традиция выглядела так мирно. До конца XVII века морякам ежедневно выдавалось пиво, которое было легче сохранить в бочках, чем пресную воду.

Морской слэнг о роме

  • Кровь Нельсона – так называли ром в память о легенде, согласно которой, тело адмирала Нельсона было законсервировано в роме после его гибели в битве при Трафальгаре. На самом деле его законсервировали в бочке с коньяком
  • Чарка – так называлась порция спиртного, полагавшаяся рядовому составу флота
  • Грог – смесь рома и воды, введенная на флоте в 1740 году
  • Вязать шкоты – назначать дополнительный паек по особым случаям

Но с расширением Британской Империи пива требовалось все больше – рацион составлял 8 пинт (4,5 литра) на человека в день. Кроме того, в жаркую погоду и в тропиках пиво легко скисало, и в дальние походы брать его было бесполезно.

Постепенно янтарный напиток стали заменять вином, а в 1655 году, когда Британия отобрала Ямайку у Испании, роль морского снадобья окончательно отошла к рому.

Удивительно, но до 1740 года рацион выдачи рома составлял по одной пинте дважды в день (пинта равна 568 мл). При этом в те времена отсутствовали способы определения крепости спиртных напитков, поэтому трудно сказать, насколько крепким был этот ром.

Сами моряки проверяли выдаваемый ром на крепость, смешивая его с порохом и поджигая; считалось, что смесь загорается при крепости не менее 57,15%.

На ровном киле

Понятно, что потребление столь крепкого напитка в таких количествах не могло пройти безнаказанным. В 1740 году адмирал Эдвард Вернон, известный под прозвищем Старый Грог (по названию ткани грограм, из которой шили в то время морские камзолы, – по-русски она также называется фай) издал свой печально знаменитый указ.

“Зловредный обычай матросов распивать ромовую пайку немедленно после выдачи ведет к множеству роковых последствий в рассуждении их морального уровня и здоровья, – говорится в этом историческом документе. – Это ведет к укорочению их века, а кроме того, к притуплению их рационального мышления и превращению в рабов своих низменных страстей”.

Карикатура, высмеивающая морячка-пьяницу, первая половина ХIХ в.

Адмирал повелел разбавлять ром подслащенной водой в пропорции две пинты воды на полпинты рома. Получившийся коктейль назвали прозвищем флотоводца – и так появился напиток грог.

Как рассказывает историк доктор Питер ван дер Мерве из Национального морского музея в Гринвиче, даже эти меры не привели к прекращению массового алкоголизма на флоте, несмотря на то, что вплоть до конца XIX века за пьянство наказывали плетьми.

“Тогдашние моряки жили в условиях, которые сейчас представляются нам невыносимыми, – говорит историк. – Часто единственным их утешением был грог. Нам трудно представить, что выносили эти люди. Они принадлежали к особому племени. Они по-другому говорили, по-другому ходили, одевались не как все. Да и телосложение у них было бычьим. Они знали, что за пьянство положено наказание в виде порки, но это не могло их остановить”.

Однако было бы неправильным делать вывод о том, что в течение столетий британский флот находился в руках полупьяных моряков, говорит ван дер Мерве. По его словам, “если все на борту пьяны, то такому кораблю был уготован путь на дно”.

Кровь Нельсона: Краткая история грога

С первых дней мореплавания люди всегда нуждались в напитках во время рейса. Наиболее подходящими напитками были вода и пиво. Так как методы дистиллирования и сохранения воды были неизвестны, она хранилась в бочках и пополнялась во время заходов в порты. Та же картина была и с пивом. Вода зацветала и становилась мерзкой, пиво прокисало, поэтому, как правило, сначала пили пиво и затем обращались к воде. Затхлую воду, чтобы сделать ее более сносной, разбавляли пивом или вином.

Первоначально дневной рацион пива составлял 1 галлон на моряка – значительное количество для большого рейса. По мере роста Британской империи длинные рейсы становились все более обычным делом, и проблемы порчи и недостатка (напитков) обострялись.

Происхождение грога связано с именем вице-адмирала Уильяма Пенна, отца основателя Пенсильвании. В 1655 году, находясь в кампании в Вест-Индии, Пенн прибыл на Барбадос и захватил Ямайку. К сожалению, на Ямайке был ограниченный запас пива и вина. Однако там был ром. Поэтому Пенн в качестве рациона стал использовать ром.

Во времена Елизаветы I пираты и каперы торговали ромом, и этот крепкий напиток был хорошо известен морякам. После 1655 года, по мере увеличения рейсов в Вест-Индию, потребление рома увеличивалось. Несмотря на повсеместное распространение, употребление рома отсутствовало в “Правилах и инструкциях, касающихся службы Его Величеству на море” вплоть до 1731 года, когда полпинты рома были приравнены галлону пива. На первых порах это относилось только к кораблям, пребывающим в Вест-Индии; ром не разводился.

Вице-адмирал Эдуард Вернон известен как “отец” грога. Вернон был известным моряком, победителем при Портобелло. Он также постоянно критиковал Адмиралтейство и ратовал за улучшение условий на кораблях. Он порицал насильственную вербовку и выступал за более гуманное обращение с матросами, которые прозвали его “Старым Грогом” из-за носимого им непромокаемого плаща. Этот плащ был сделан из грогэма – толстого материала, представляющего собой комбинацию шелка, мохера и шерсти, зачастую пропитанного смолой. Ко времени Вернона выдача матросам неразбавленного рома была обычным явлением на борту, а пьянство и недисциплинированность были повсеместной проблемой. 21 августа 1740 года Вернон издал приказ о разбавлении рома водой. Кварта воды смешивалась с пол-пинтой рома на палубе в присутствие вахтенного лейтенанта.

Матросам полагалось две выдачи в день: одна между 10 – 12 часами утра и вторая между 4 – 6 пополудни. Для придания лучших вкусовых качеств предлагалось добавлять в эту смесь сахар и лимонный сок. В 1756 году смесь воды и рома была узаконена правилами, и сигнал “Up Spirits” звучал на борту британских кораблей в течение более чем двух столетий.

Хотя использование грога было узаконено, состав смеси не был стандартизован: по приказу Вернона разводили 4 к 1, другие разрешали 3 к 1, а адмирал Кейт позднее разводил 5 к 1. Различные смеси грога матросы называли по картушке компаса. Норд обозначал чистый ром, а вест – чистую воду. Вест-норд-вест соответственно представлял собой одну треть рома и две трети воды, норд-вест – ром и вода пополам, и т.д.

Если говорили, что матрос принял два “норд-вестика”, это означало два стакана наполовину разбавленного рома. После Трафальгарского сражения у рома появилось название “Кровь Нельсона”. Дело в том, что тело Нельсона было помещено в бочку рома для сохранности во время транспортировки его на родину. По легенде, когда матросы узнали об этом, они выпили этот ром. С этого времени грог тоже стал называться “Кровью Нельсона”.

Разбавление рома до грога не решило проблемы отсутствия дисциплины. В 1823 году Адмиралтейство провело эксперимент, урезав наполовину рацион рома (до ¼ пинты – джилла). В качестве компенсации выдавались чай и какао, денежное довольствие было увеличено на два шиллинга в месяц. В 1824 году эксперимент стал постоянным правилом с дополнительным бонусом в виде увеличенного мясного рациона. Все же это была довольно большая доза (один джилл того времени равняется современным четырем двойным виски). В 1850 году комитет Адмиралтейства по грогу, призванный расследовать проблемы рациона, выпустил доклад, подтверждающий связь между пьянством и проблемами дисциплины, и рекомендовал исключить грог из рациона.

Как и прежде, комитет рекомендовал компенсацию путем увеличения денежного содержания. Однако Адмиралтейство 1 января 1851 года распорядилось не отменять ром, а уменьшить его рацион до ½ джилла, или 1/8 пинты. В связи с уменьшением количества были приложены усилия к улучшению качества напитка. Производители рома экспериментировали с блендингом и постепенно бленд-формулы превратились в строго охраняемые секреты производителя. Хотя в американском флоте выдача рациона рома прекратилась в 1862 году, в британском флоте ром продолжали выдавать.

К концу 19 века движения трезвости начали изменять отношения к потреблению спиртного. Дни грога медленно подходили к концу. 28 января 1970 года палата общин провела большие дебаты по проблеме рациона рома (“Great Rum Debate”) и 30 июля 1970 года наступил “день черного глотка” (“Black Tot Day”), когда последний раз в британском флоте прозвучал сигнал “Up Spirits”. Но история грога на этом не закончилась. Американцы приобрели права на формулу грога и отчисляют роялти от продажи грога в Матросский Фонд Королевского Флота.

Источник:https://mil-history.livejournal.com/1155801.html