«Если чуть-чуть, то можно!» — такой аргумент часто можно встретить у любителей садиться за руль в нетрезвом виде, после «баночки пива» или «бокальчика вина». И хотя количество «пьяных» ДТП в России постепенно снижается, их все еще весьма много — только за первые месяцы прошлого года ГИБДД насчитала почти 3 тысячи подобных аварий в стране. Главный врач и психиатр-нарколог Василий Шуров рассказывает, как алкоголь влияет на навыки водителя — даже в небольших количествах.
Сколько можно выпить за рулем в России?
Для начала поговорим о том, какие нормы действуют на счет водителей и алкоголя в нашей стране.
Согласно российскому законодательству, для водителя допустимо содержание алкоголя в крови до 0,3 промилле (грамм этилового спирта на литр крови).
Это примерно соответствует выпитым 1–3 часа назад 0,5 л пива, или 150 мл вина или 40 мл коньяка для человека весом около 70 кг. Но тут важно понимать, что скорость переработки алкоголя очень индивидуальна: кому-то хватит и часа, а кто-то не протрезвеет и за полдня.
А теперь давайте разбираться, зачем нужны эти нормы, и что алкоголь в разных дозировках способен сделать с водителем.
1. Нарушается моторика и координация движений
Первое, чем жертвует нетрезвый водитель, — это моторные функции.
За сознательные движения тела, мышечную память (доведенные до автоматизма навыки) и общую координацию движений отвечает головной мозг — прежде всего моторная кора и мозжечок. Но этиловый спирт подавляет работу этих структур, снижает их активность.
В 2019 году исследование на симуляторах вождения показало, что даже минимальные дозы алкоголя способны нарушать качество движений водителя. Так, уже при опьянении в 0,3 промилле (0,5 бутылки светлого пива) водитель может незаметно для себя повышать скорость езды. А при 0,5 промилле (до 2 банок светлого пива) «подопытные» водители уже не только превышали скорость, но и испытывали трудности с углом поворота рулевого колеса. И в дальнейшем точность управления автомобилем лишь росла по мере увеличения дозировки.
2. Снижается скорость реакции
Еще одна знаменитая «графа опасности» для нетрезвого водителя — скорость реакции.
Этиловый спирт воздействует на рецепторы гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) — основного «тормозного» нейромедиатора центральной нервной системы. Поэтому алкоголь снижает активность нашего мозга. И прежде всего, он замедляет реакцию на внешние раздражители.
Исследования показывают, что уже при 0,5 промилле (1 бутылка светлого пива) у водителя примерно на 15% замедляется скорость реакции на визуальные и слуховые стимулы. А уже при 0,8 промилле (до 2 бутылок пива) реакция замедляется вплоть до 25%.
В результате человеку требуется гораздо больше времени, чтобы распознать опасность и принять меры. А водители как никто другой знают, насколько молниеносно может изменяться ситуация на дороге.
3. Искажается восприятие
Скорость реакции — далеко не единственный фактор риска, о котором стоит тревожиться пьяному водителю. Подумать стоит и о способностях своего зрения в целом.
В 2017 году исследователи изучали, какие факторы влияют на оценку рисков у нетрезвых водителей. И оказалось, что спиртные напитки существенно влияют на зрительное восприятие, а потому и искажают само представление водителя о реальности. Уже с 0,3–0,5 промилле (1–2 баночки пива) у водителя сужается периферическое зрение, искажается оценка расстояния\объемов и восприятие цветов, повышается риск размытости зрения.
Все это мешает водителю быстро реагировать на пешеходов, препятствия и другие транспортные средства. Но и это еще не все — искаженное восприятие расстояний и объемов также может заставить пьяного водителя «ожидать» опасность там, где ее нет, и реагировать излишне импульсивно.
4. Искажается оценка своих навыков
А теперь — самое интересное.
От водителей, которые часто рискуют садиться за руль «подшофе», можно услышать «коронный аргумент»:
Да я, наоборот, начинаю более осторожно водить, лучше контролирую себя и дорогу!
Но недавние исследования показали, насколько этот аргумент опасен. Ученые давали испытуемым разные дозы алкоголя от 0 до 1 промилле и предлагали пройти симулятор вождения. И после каждого теста на вождение испытуемые оценивали качество своего вождения в широком диапазоне от «Я вожу исключительно плохо» до «Я вожу исключительно хорошо».
После анализа данных с симуляторов выяснилось, что в зависимости от дозы у испытуемых водителей прогрессировали нарушения моторики, скорости реакции и зрительного восприятия.
Но 1 показатель в этом эксперименте оказался стабилен — уверенность водителей в качестве своего вождения. От трезвых до самых пьяных, подавляющее большинство испытуемых после своего «заезда» ставили себе оценку «Я вожу нормально».
Источник:https://dzen.ru/a/ZvwjLUqVhj__xOel