#Личный опыт
Хотите статью от алкоэксперта? Ловите! На моего подписчика и гуру гранёного стакана, нашло вдохновение, а потому он решил осветить тему вторичного алкоголизма. И это далеко не первая его статья, потому как человек точно знает о том, что говорит, так как изучил проблему изнутри не только на практике.
ВТОРИЧНЫЙ АЛКОГОЛИЗМ – что это?
Почему люди бухают? Потому, что они алкоголики. Логично? Более чем. А почему они становятся алкоголиками? От наркологов, психиатров, психотерапевтов, психологов, да и от обычных людей можно много чего услышать на эту тему, но в концентрированном виде это можно свести к следующему:
-
Стремление повеселиться, повысить уровень общения, расслабиться, снять стресс.
-
Уйти от реальности, то есть убежать от социальных насущных проблем .
-
Культивирование алкоголя, давление общества, пропаганда. В социальных взглядах, в кино, в обычаях и традициях и т. п.
Со временем люди втягиваются в это, что приводит к формированию зависимости.
Это всё так, конечно, но есть ещё одна причина алкоголизации людей, о которой говорят очень и очень мало. Но иногда говорят. Подобные высказывания можно встретить, например, у ныне покойного врача психиатра-нарколога Сергея Дегтяря, врачей-психиатров Александра Рощина, Джорджа Горбатова и т. д.
Под вторичным алкоголизмом понимается развитие алкогольной зависимости вследствие какого-либо другого заболевания или пограничного состояния. То есть алкоголизм (синдром зависимости) сам по себе является болезнью, но ему предшествует другая болезнь, и между ними есть чёткая связь.
Когда такое происходит –
откуда берётся вторичный алкоголизм?
Чаще всего при сопутствующих психических заболеваниях. Психический – это не значит сумасшедший. Это всего лишь совсем небольшая их часть. Вообще, психических гораздо больше, чем принято считать. Просто дело доходит до лечебного учреждения соответствующего профиля чаще всего тогда, когда уже слишком всё запущено.
Это могут быть депрессивные эпизоды, расстройства личности, невротические состояния, биполярное аффективное расстройство и другое.
Не будем углубляться в психиатрию, это дебри, требующие специальных знаний. Например, то, что обыватель в жизни называет депрессией, чаще всего не имеет вообще ничего общего с депрессией в медицинском понимании.
Разберём ситуацию на конкретном примере. Часто приходится слышать, что люди выпивают, потому что плохо спят.
И здесь возможны четыре варианта:
-
Это отговорка для родственников. На самом деле, субъекту просто вечерком хочется выпить и забалдеть.
-
Нарушения сна возникли из-за имевшей место ранее алкоголизации. Это частое явление, связанное с тем, что алкоголь очень грубо вмешивается в естественные физиологическое процессы, повреждает нервную систему, следствием чего нередко являются серьёзные проблемы со сном. Причём сохраняться они могут даже когда человек уже «завязал».
-
У человека возникли проблемы со сном, и он не нашёл ничего лучшего, как использовать седативное действие этилового спирта для облегчения засыпания и поддержания сна.
-
Может даже ранее принимал лекарственные препараты, а затем вдруг решил заменить «химию, продающуюся в аптеках по рецепту» на «натуральный продукт, свободно реализуемый в пищевых магазинах».
Так вот. О вторичном алкоголизме здесь можно говорить только в третьем и четвёртом случае, первые два к нему никакого отношения не имеют.
Не путайте мух и котлеты
То есть в данном случае нужно правильно сопоставить причину и следствие, исключить подмену понятий. Например, если раньше он был любителем покуражиться, позависать в клубах и барах, порасслабляться, либо постоянно снимать стресс «горячительным», может на работе как-то это было принято, а потом у него возникли нарушения сна, депрессия, панические или тревожные состояния и т. п., которые он теперь снимает спиртным, то естественно, что ни о каком вторичном алкоголизме речи не идёт. Это последствия злоупотребления.
Вторичный алкоголизм как он есть
Или вот ещё классический пример вторичного алкоголизма: ужесточение легального оборота некоторых популярных лекарств, широко использовавшихся для стабилизации психоэмоционального состояния.
Во-первых, на них сейчас намного сложнее получить рецепт (он стал 148 формы, а не 107), во-вторых, трудно найти в аптеках, так как они отказываются от препаратов строгого учёта, чтобы избежать возможных неприятностей. И люди в комментариях открыто пишут, что стали бухать и употреблять «вещества» именно после этого. То есть им и бухать особо не хотелось, но выбор невелик. Либо будет ехать крыша, либо надо идти в ПНД с возможной постановкой на учёт и социальными ограничениями, либо время от времени прибухнуть.
Название препарата не пишем, исходя из соображений цензуры.
Дифференциальная диагностика или как понять, что у тебя вторичный алкоголизм
При желании каждый может найти у себя признаки вторичного алкоголизма, сказав о том, что я забухал, потому что жена оказалась стервой или муж – кобель, меня несправедливо уволили с работы, предал друг, любимая собака умерла, поцарапал новую машину и т.д. И вообще, жизнь г***но, я постоянно на нервах, поэтому бухаю.
Нет уж, так дело не пойдёт. Неприятные ситуации происходят в жизни абсолютно любого человека, и эмоционально негативная реакция на них вполне естественна. Многие вполне могут их «заливать», но другие обходятся без этого. Так что в данном случае это не вторичный алкоголизм, а распущенность, которая со временем может перерасти или уже переросла в заболевание.
О вторичном же алкоголизме можно вести речь тогда, когда имеется какое-то устойчивое длительно протекающее нарушение психоэмоционального состояния. Причём чаще всего они носят эндогенный характер, и слабо связаны с внешними факторами, либо не связаны с ними вообще.
Характерной особенностью эндогенных нарушений психики является то, что всякие народные советы на подобии: взять себя в руки, больше гулять на свежем воздухе, заняться спортом, съездить куда-нибудь на отдых, найти бабу (мужика), завести кота, попугая или хомячка и т. п. обычно не только не помогают, но и могут сделать ещё хуже. Поэтому вторичный алкоголик и прибегает к химическому вмешательству в свой организм.
И ещё одно отличие. На этом канале говорилось про дипсоманию. Во многом она схожа с вторичным алкоголизмом (ВА), но под дипсоманией обычно понимается ежедневное употребление больших доз алкоголя, внешне похожее на запой. ВА же может протекать в различных формах, не обязательно в столь жестоком виде.
Особенности тяги – как это работает?
Как нам объясняют «механизм» первичной тяги у алкоголика всякие наркологи, психотерапевты и прочие специалисты по зависимостям? Грубо говоря, примерно так: алкоголь когда-то занимал важное место в твоей жизни, приносил положительные эмоции, доставлял радость и удовольствие. Мозг это запомнил, поэтому и даёт знать в виде тяги и желания получить кайф нахаляву.
При этом у человеческой психики есть свойство стирать из памяти плохое, чтобы жизнь не превращалась в кошмар. Поэтому позитивные моменты, связанные с алкоголем, мозг помнит лучше, чем негативные.
При вторичном алкоголизме же это происходит не совсем так. Он пил, а может и пьёт не для того, чтобы ему было хорошо, а затем, чтобы не было плохо.
Но, естественно, это не относится к тем случаям, когда у зависимого уже были серьёзные эпизоды злоупотребления, ушатавшие его психику. Тот тоже будет пить потому, что ему плохо, но причина в этом – сама зависимость.
Как этанол действует на психику
Многие считают этанол антидепрессантом, но это совершенно не так. Почему, разберёмся позже. Если рассматривать медицинское действие внутреннего употребления этилового спирта, то он больше похож на грубо работающий транквилизатор, оказывающий анксиолитическое и седативное действие.
Почему алкоголь – не антидепрессант?
Во-первых, потому, что это, наоборот, очень сильный депрессант. Антидепрессанты стабилизируют обменные процессы различных медиаторов (серотонин, дофамин, норадреналин в зависимости от типа препарата).
Алкоголь же эти процессы нарушает и угнетает высшую нервную деятельность, отсюда негативные поведенческие изменения, характерные для алкоголиков со стажем.
Во-вторых, потому, что применение антидепрессантов рассчитано на перспективу, они обладают некой инерционностью, действуют не сразу, и требуется определённый промежуток времени, за который препарат может «развернуться» и начать «работать».
Их действие начинается не с первой выпитой таблетки, и даже не с десятой, а через 2 – 4 недели. Это только начинается, а затем развивается и закрепляется. Они имеют накопительный эффект, обязательное условие их действия – это длительный непрерывный (курсовой) приём, несколько месяцев, иногда несколько лет, бывает, что и пожизненно. Иначе смысла нет.
Транквилизаторы же начинают действовать сразу же, здесь и сейчас, и эффект от них достаточно кратковременный. То есть это симптоматические средства, они только облегчают некоторые проявления неблагополучного психоэмоционального состояния, не влияя на причину.
В-третьих, большинство транквилизаторов вызывают наркотическую зависимость, что нехарактерно для антидепрессантов. И синдром отмены у них совершенно разный по своему происхождению. У антидепрессантов это просто реакция организма на изменения вмешательства в естественные биологические процессы.
Такими свойствами обладают не только психотропные препараты, но и, например, гипотензивные, антисекреторные (при болезнях ЖКТ) и некоторые другие, когда при их отмене возникает эффект рикошета. Особенность же наркотической «ломки» в том, что организму требуется не естественное, а патологическое одурманенное состояние, нехарактерное для нормы.
6 косвенных признаков вторичного алкоголизма
Ещё раз смотрим внимательно: косвенные! То есть это совершенно необязательно, но по ним могут быть некоторые основания тот самый вторичный алкоголизм заподозрить. Вот они:
-
Позднее начало употребления алкоголя. Чаще всего алкогольный дебют имеет место либо в подростковом, либо в «студенческом» возрасте. Обычно в компаниях, в связи с социальным общением или давлением. А тут как бы странно получается, что индивид не пил себе и не пил (значит имел какие-то установки на трезвость), а тут вдруг решил начать употреблять, когда уже его ровесники начали реально спиваться.
-
Преимущественное употребление спиртного в одиночку, в каких-то непонятных ситуациях, отсутствие собутыльников. Такое нередко бывает и у обычных алкоголиков, но у вторичных случается чаще обычного. Причём вторичные часто так и начинают: в одиночку.
-
Для него может не существовать проблемы как отказать в выпивке друзьям, товарищам и т.д. При этом он может не пить в компаниях, на каких-то праздниках и т.п. Грубо говоря, проблемы в стиле «как не забухать на новый год» для них обычно не существует.
-
Он может спокойно находиться в компании пьющих людей, и не пить без какого-либо дискомфорта для себя. При этом часто уговорить его крайне трудно, либо вообще невозможно.
-
Отсутствие взаимосвязи с внешними социальными событиями. Например, вторичный алкоголик может вполне себе нормально переживать какие-то стрессы, потрясения, горести и радости, и при этом не запить. А запивает просто так, на ровном месте, без всяких внешне видимых причин.
-
Стресс у него может, наоборот, отбивать желание выпить.
Последние четыре пункта могут показаться парадоксальными, но на самом деле там всё логично. При эндогенных (в отличие от экзогенных) расстройствах психики внешние «триггеры» чаще всего не имеют определяющего значения в детерминации изменений эмоций и поведения, в том числе и с точки зрения тяги к выпивке.
Как вылечить вторичный алкоголизм?
Неизвестно. Неинформативно, зато честно.
Во-первых, алкоголизм не лечится сам по себе, его можно только перевести в ремиссию, иногда пожизненную. Во-вторых, переход алкоголизма в «спящий режим» у всех происходит по-разному. Это очень индивидуально, и тут нет общего рецепта. Это вам не как приготовить какой-нибудь там салат «Цезарь» или торт «Наполеон». Нет здесь единого рецепта.
Но зато хорошо известно, что точно не стоит делать. Кодироваться. Этот метод сам по себе очень малоэффективен и помогает совсем небольшому количеству бухариков (около 1%), а в рассматриваемой ситуации он точно сделает ещё хуже.
А хуже будет потому, что потребность выпить никуда не девается, просто пока нельзя. И в голове будет когнитивный диссонанс – выпить, вроде как, надо, но недопустимо. Всё это усугубит психоэмоциональное состояние в разы.
Кодировка и эффект ноцебо
К тому же, на «голову» будет давить эффект ноцебо. Это не плацебо, а гораздо хуже. При плацебо хотя бы внушается что-то хорошее, а при ноцебо внушается страх смерти. Высока вероятность, что и без того не совсем здоровая «голова» начнёт сходить с ума ещё больше.
Тут ведь дело вот в чём. Многие наркологи тупо назначают запретительную терапию, не корректируя общее состояние психики, и не разбираясь в причинах тяги, у зависимого возникает стресс воздержания, а когда он срывается, начинает пить ещё сильнее. Такие дела.
Многие пишут, что обращаться в наркологию, кроме как для прерывания запоя, нет смысла. Но люди же всё равно держат туда путь, от этого никуда не денешься. Поэтому адресуется сейчас тем, кто всё-таки обращается или собирается это сделать.
Если вам тупо навязывают кодировку, не интересуясь вашим психоэмоциональным состоянием в целом, это означает, что вам лучше всего немедленно покинуть такого горе-специалиста и больше у него никогда не появляться. А таких, кстати, очень много.
Наркология – это подраздел психиатрии, и нарколог должен оценивать в том числе и общее состояние психики.
Вторичный алкоголизм сложнее, потому что здесь тройственная проблема.
-
Во-первых, сама химическая зависимость.
-
Во-вторых, общее состояние психики.
-
В-третьих, состояние психики с учётом алкоголизации, которая явно не пошла на пользу человеку.
Почему мы не обращаемся к врачам:
5 страшных страхов зависимого
Вообще, логично было бы обратиться к профильному медицинскому специалисту, то есть к врачу-психиатру или психотерапевту.
Но возникают проблемы:
1. Зависимый может быть «антитаблеточником»
Бывают антипрививочники, а есть антитаблеточники. Химия, побочные действия, одно лечишь – другое калечишь и тому подобное. Кстати, надо сказать, не всегда их взгляды безосновательны. Побочки от психотропных препаратов бывают ошеломляющими, это вам не жаропонижающие от простуды.
Экстрапирамидные реакции, проблемы с когнитивными функциями, дневная сонливость, нарушение концентрации внимания, гормональные нарушения, набор массы тела, снижение или вообще полное отсутствие либидо, да много там всего «суперприятного». Они бывают не всегда, не у всех, иногда только в начале приёма при адаптации к препарату, но может быть и не очень приятно, а иногда и очень неприятно.
2. Опасения получить лекарственную зависимость
Такие риски действительно есть, в медицине есть препараты, к которым формируется привыкание. В большей степени это касается бесконтрольного приёма транквилизаторов.
3. Постановка на учёт
Поскольку такие состояния чаще всего требуют обращения к врачу-психиатру, то не всем хочется «светиться» в базе данных ПНД, так как это может повлечь социальные ограничения. А бегать по частникам не каждому по карману, да и доверие к ним не очень.
4. Стигматизация лиц, обращающихся к специалистам этого профиля
Обратился к психологу, психиатру, психотерапевту, значит – псих! Держимся от него подальше…
5. Не знает, к кому обратиться
Куда бежать? Кто поможет? Трудность ещё может состоять в том, что такого пациента врачи могут начать футболить туда-сюда. Психиатр общего профиля будет говорить, что тебе надо бросать пить, поэтому иди к наркологу. Нарколог же может сказать, что тебе надо сначала разобраться с основным психическим расстройством у психиатра общей практики, а потом «закодируем» тебя и будешь как новенький. Хотя в идеале этим надо заниматься одновременно.