Домой Новости 5 главных мифов об алкоголизме — комментирует нарколог

5 главных мифов об алкоголизме — комментирует нарколог

Алкоголь — самый популярный наркотик, настолько, что мы даже не считаем его таковым. Только по официальным данным ВОЗ, алкоголь употребляет 2,3 миллиарда человек — это треть населения Земли. При этом о вреде алкоголя многие люди знают меньше, чем о последствиях героина, культура распития спиртного закрепилась в большинстве стран и считается нормой, а люди все еще верят в крайне нездоровые мифы об алкоголизме. Главный врач, психиатр-нарколог Василий Шуров объясняет, что это за стереотипы, и что с ними не так.

Миф №1: «Я не алкоголик, если..»

Пожалуй, самое распространенное заблуждение — не считать себя алкоголиком, если «пить культурно»: соблюдать определенные условия распития спиртного.

Давайте разбираться, что с этим не так.

В наркологии есть понятие «предалкогольного этапа» — когда человек впервые пробует спиртное, знакомится с ним или выпивает алкоголь крайне нерегулярно, в качестве «социального ритуала», не испытывая интереса и психологического влечения к напитку.

А когда употребление алкоголя входит в норму и становится периодическим, «вписывается» в повседневную жизнь — это уже говорит о переходе на первую стадию алкоголизма.

Но большинство людей себе в этом не признается. Они используют оправдания: неписаные законы «культурного» употребления.

«Я не пью крепкое»

Этанол — действующее вещество в составе любых алкогольных напитков. Он повреждает клетки мозга и печени, нарушает нейрометаболизм и работу нервной системы.

И любители «легкого» алкоголя — пива, вина, коктейлей — зачастую попросту не задумываются о том, какое количество этанола они на самом деле поглощают.

Из практики нарколога:

Мы часто сталкиваемся с пациентами, которые всегда пили только некрепкие напитки: вино, пиво. Они искренне убеждены, что зависимости нет — «Я же не водку пью, а всего пару баночек пива».
А потом мы с ними садимся и начинаем считать. В одной баночке светлого пива — та же концентрация чистого спирта, что и в 50 граммах водки или коньяка. И одной баночкой любители пенного ограничиваются крайне редко: этанол постепенно вызывает рост толерантности. В итоге человек за один раз может выпить 3–4 банки, а это уже около 220 г водки, граненый стакан.
При этом пиво — само по себе высокоуглеводный продукт — идет «в комплекте» с закусками: жирной рыбой, жареными колбасками, сырными палочками, чипсами и сухариками… Человек не только разрушает мозг с печенью, но и активно набирает лишний вес, имеет высокий риск развития сахарного диабета и ожирения.

«Я пью только в компании»

Для многих «сходить с друзьями в бар на выходных или после работы» — это тоже не алкоголизм. Ведь образ «настоящего алкоголика» — одинокий человек, грустно чокающийся с зеркалом.

Но если дружеские посиделки со спиртным происходит регулярно (каждую неделю, каждые 2-3 недели) — это уже первая стадия алкоголизма.

Мнение нарколога:

Практически все наши пациенты начинали пить именно «за компанию»: по праздникам, на корпоративах, с коллегами, родственниками и друзьями.
При этом любой зависимый первой стадии имеет в запасе несколько историй про своих знакомых, которые всю жизнь употребляли «за компанию», но «настоящими» алкоголиками не стали. Но обратных примеров гораздо больше, да и эти самые «не алкоголики» на поверку оказываются людьми с многолетней зависимостью: болезнь разрушает их организм не сразу, а в течение долгих лет, ухудшая качество жизни и сокращая ее продолжительность.

«Я пью только дорогой алкоголь»

Опять же, проблема этого стереотипа в концентрации этилового спирта.

Если вы гурман, опытный ценитель, знаете все маркировки и элитные бренды, спускаетесь за алкоголем в личный погреб, пьете только бордо урожая 73-го — вы все еще употребляете этанол. И привыкание к нему растет.

Из практики доктора:

У нас есть немало пациентов, чья зависимость начиналась именно с «элитных» бутылок, коллекционирования. История у всех примерно одна: сначала дорогой алкоголь, потом более дешевые аналоги, а в конце пути достаточно уже аптечного «фанфурика».

 

Миф №2: «Есть алкоголизм, а есть просто вредная привычка»

Не важно, как вы называете для себя употребление этанола. Это токсичное вещество все равно разрушает организм и вызывает привыкание.

Увы, миф про «вредную привычку» держится на успокаивающем самообмане: если это не болезнь, значит — и лечить ее не надо.

Более того, отрицание алкоголизма как болезни, нарушение критической оценки своего состояния — это анозогнозия, характерный симптом зависимости. Такая психологическая защита помогает человеку избежать пугающей информации, которая может изменить представление о себе. Отрицая болезнь, зависимый как бы держит ситуацию под контролем, ему не нужно обращаться за помощью.

Это просто вредная привычка. Я могу бросить в любой момент, если подключу силу воли!

Из практики врача:

У каждого зависимого есть утешающие примеры людей, которые смогли отказаться от алкоголя самостоятельно. Но речь зачастую идет о случаях, когда человек уже дошел до крайне тяжелых последствий зависимости для здоровья, семьи и карьеры. Отговорки уже не спасали ситуацию.
Мы всегда говорим: хорошо, если вы убеждены, что справитесь, бросайте на силе воли! Но, пожалуйста, ставьте себе сроки — месяц, полгода, год. Подсчитайте, сколько раз вы будете «бросать», какой период времени сможете продержаться «волевым усилием», как долго будете справляться самостоятельно.
Потому что алкоголизм — это не просто «вредная привычка», а тяжелое психофизиологическое заболевание. Без глубокой работы с убеждениями и другими личными причинами тяги к этанолу, без коррекции нейрометаболизма — вас ожидают срывы. А каждый новый срыв подрывает уверенность в себе, вызывает чувство вины и стыда, делает человека еще более уязвимым перед зависимостью.

Миф №3: «Все алкоголики — старые бомжи, а я не такой»

«Старые пьющие бомжи» — люди с изначально очень крепким здоровьем. Это те зависимые, кто не умер от последствий алкоголизма для внутренних органов и смог дожить до последней стадии зависимости.

А на этой третьей стадии организм уже не справляется с нагрузкой. Толерантность резко падает, и человеку достаточно небольшого количества алкоголя для опьянения. При этом развивается алкогольная энцефалопатия: нервные клетки массово гибнут, работа разных отделов мозга нарушается, подавляются когнитивные функции (мышление, память, фокус внимания, речь, планирование и принятие решений, эмоционально-поведенческий и двигательный самоконтроль). Начинается распад личности. Человек плохо осознает себя, растрачивает все свои идеалы и нравственные ориентиры, деградирует. Лишается всего — работы, семьи, дома. И оказывается на улице.

Но не стоит думать, что молодой или зрелый возраст защитит вас от этой участи. Алкоголизм сейчас молодеет: подростки начинают пить уже с 10-11 лет, а в 15-16 у многих уже тяжелая зависимость. До состояния «старого пьяницы» можно дойти быстрее, чем кажется.

Из практики доктора:

Мы все чаще сталкиваемся с молодыми пациентами. Есть и особо тяжелые случаи — например, в семьях алкоголиков. Мама приводит подростка: всего 16 лет, а он уже тяжелый алкоголик, множество осложнений на внутренние органы. Начал пить с отцом и друзьями еще в 12-13 лет, участвовал в застольях. Отец уже умер от последствий зависимости. А запрос мамы к врачу: «Пожалуйста, подготовьте мальчика к призыву в армию, у него очень слабое здоровье. Дайте нам справку, чтоб его освободили от службы!». Прожив всю жизнь с алкоголиком, она даже не задумалась о том, чтобы обеспечить сыну лечение зависимости. Она помогает, как привыкла: пытается устранить последствия, но не причину.

Миф №4: «Алкоголь может быть полезен. Это даже не наркотик, его легально продают!»

Есть некоторые эффекты алкоголя, которые ошибочно принимаются за пользу:

«Снижает стресс». Этанол временно подавляет активность центральной нервной системы. Он усиливает действие ГАМК — гамма-аминомасляной кислоты, главного тормозного нейромедиатора ЦНС. Но именно из-за алкоголя чувствительность мозга к ГАМК снижается. И стрессоустойчивость ухудшается: мозгу постоянно нужен допинг.

«Помогает уснуть и улучшает сон». Еще одна иллюзия. Исследования показывают: алкоголь нарушает циклы сна, «меняет местами» фазы быстрого и глубокого сна. При засыпании вызывает глубокий сон, хотя в норме должна протекать быстрая фаза. А потом «включает» быструю фазу, мешая организму полноценно восстановиться весь остаток ночи. Человек быстрее засыпает, но усталость и напряжение накапливаются, а процессы регенерации в организме нарушаются.

А теперь поговорим о статусе наркотика и легальности.

Еще в 2010 году передовой медицинский журнал «The Lancet» опубликовал исследование. Ученые сравнили все возможные факторы вреда наркотических веществ, включая смертность, сопутствующие заболевания, уровень преступности, ущерб для социальной жизни и общества.

И выяснилось, что самый опасный наркотик на планете — это алкоголь. По совокупной тяжести вреда он превзошел героин — причем с большим отрывом!

Но алкоголь все еще легален в большинстве стран мира — он очень выгоден.Это и астрономические прибыли для бизнеса, и налоги с акцизов и лицензий для государств, и рабочие места.

Мнение нарколога:

Каждое государство само решает, что считать наркотиком. Но на самом деле есть всего 3 ключевых критерия. Наркотик вызывает зависимость — есть. Наркотик распространяется и становится массовой проблемой с последствиями для здоровья и социальной жизни — есть. А вот третий критерий — юридический — у нас отсутствует. Алкоголь не внесен государством в список запрещенных веществ. Он продается на каждом углу.
Но можно с уверенностью сказать, что по тяжести последствий для наших граждан с алкоголем не сравнится ни один другой наркотик.

Миф №5: «Алкоголизм можно вылечить принуждением, гипнозом, кодированием»

Еще одно оправдание неконтролируемого пьянства — миф о том, что при необходимости алкоголизм можно быстро вылечить.

«Потом схожу на гипноз, закодируюсь, и все»
«В крайнем случае сдадим насильно в наркоклинику, и там его вылечат»

Но это так не работает.

Во-первых, принудительное лечение запрещено законом (кроме судебных постановлений).

Во-вторых, и принудительное лечение по решению суда, и внушение гипнозом, и даже медикаментозное кодирование не приносят длительного результата. Это временные меры:

  • обезопасить от алкоголика окружающих и его самого;
  • помочь справиться с наиболее острым периодом тяги на фоне ломки;
  • создать подспорье для полноценного лечения.

А основа лечения алкоголизма — это мотивация и усилия самого зависимого, глубокая работа над собой в рамках психотерапии: поиск и проработка причин психологического влечения, выявление деструктивных убеждений, замена укоренившихся мыслительно-поведенческих моделей.

Доктора с волшебной палочкой или чудо-таблеткой не будет. Врач может провести консультацию в клинике или выехать на дом, устранить острые симптомы, помочь пробудить в пациенте мотивацию и провести комплексную программу восстановления. Но ключевая роль в этой истории — готовность самого пациента изменить свою жизнь.

Источник:https://dzen.ru/a/ZbOeZBI4DVl-IQhm